Юриста не пустили в Чечню для участия в процессе
От него потребовали повестку, справку и отбыть карантин
Руководитель Северокавказского отделения Комитета против пыток* (Пятигорск) Дмитрий Пискунов не смог принять участие в заседании в Верховном суде Чеченской Республики. Сотрудники полиции не пропустили его на территорию региона. Об этом юрист рассказал на своей странице в Facebook**. «Улица» выяснила обстоятельства произошедшего.
Дмитрий Пискунов рассказал «АУ», что получил от Верховного суда Чечни повестку для участия в заседании по делу о пытках в отношении жителя республики, который отбывает наказание в нижегородской колонии. «Мне казалось, что уж с судебной повесткой все пути будут открыты. Но на всякий случай я решил позвонить в штаб по борьбе с коронавирусом и уточнить, – сообщил юрист. – Там мне сказали, что меня пропустят в Чечню, но есть два варианта развития событий. Либо меня оставят на две недели на карантине в Чечне, либо я смогу выехать обратно в тот же день. Всё якобы зависит от сотрудников на блокпосту». По словам юриста, он предупредил об этом помощника судьи, подчеркнув, что не согласится «отбывать» карантин: «Помощник принял это к сведению и попросил держать в курсе о моих перемещениях через границу региона».
9 июня Дмитрий Пискунов подъехал на пост на границе Чечни и Ингушетии. Он отметил, что имел при себе не только судебные документы, но и средства индивидуальной защиты: «Перчатки, плотная маска, в одной руке – средство для дезинфекции, в другой – судебная повестка». Сотрудники полиции на посту спросили, куда юрист направляется. Тот объяснил, что в Грозный для участия в заседании Верховного суда и показал повестку. Но сотруднику это показалось недостаточным, и он попросил юриста устроить ему телефонные переговоры с судьёй. «Припарковал машину на обочине, дозвонился до помощника судьи, объяснил ему ситуацию. Тот согласился пообщаться с полицейским», – рассказал юрист. Однако тот по какой-то причине передумал. «Я ничего не решаю. Я простой смертный, а небожители сидят вон там. От них всё зависит», – пересказал Пискунов ответ полицейского, который показал на двух сослуживцев, записывавших паспортные данные юриста. Но они практически повторили ответ: «Мы ничего не решаем, всё зависит от того, что скажет Ислам». Чтобы найти этого человека, юристу пришлось подходить к случайным сотрудникам. Но когда Пискунов его отыскал, оказалось, что Ислам тоже не может решить возникшую проблему: «Так мы тут никому разрешение не даём и не можем выдать. Нам должен коронавирусный штаб дать отмашку. Им должны позвонить из Верховного суда и сказать, чтобы пропустили вашу машину. А из штаба уже позвонят нам, и мы вас пропустим».
Юрист сообщил о новых требованиях полицейских помощнику судьи. Но тот наотрез отказался звонить в оперативный штаб по коронавирусу, раз у юриста нет справки о том, что он не болен COVID-19. Пискунов возмутился, что его никто не предупредил о необходимости этой справки. «Вот как раз поэтому мы не будем звонить в штаб. Мы не можем брать на себя такую ответственность. Подавайте ходатайство, чтобы мы провели заседание в ваше отсутствие», – ответил, по словам юриста, помощник судьи. Пискунов не согласился и предложил либо провести заседание по ВКС, либо дождаться «открытия границ». «Помощник судьи почему-то решил, что у меня есть свободный доступ к судебной системе видеоконференцсвязи. Я его, разумеется, огорчил, но подсказал вариант, что в пятигорском городском суде доступ к такой видеоконференцсвязи есть. Если они договорятся с пятигорским судом, то я с удовольствием поучаствую в заседании в таком формате. Проводить заседание по Skype, Zoom, WhatsApp и другим средствам видеосвязи помощник судьи принципиально отказался», – рассказал юрист. В итоге заседание суда отложили по причине неявки представителя и назначили следующее на 16 июня. Юрист пока не знает, в каком формате будет проходить процесс: «Сейчас этот вопрос решается. Верховный суд Чеченской Республики направил запрос в Пятигорский городской суд, чтобы организовать моё участие по ВКС через них. Ответ ещё не успели получить».
В беседе с «АУ» Пискунов отметил, что не существует понятных нормативно-правовых актов, регулирующих пропуск на территорию Чечни.
Юрист Дмитрий ПискуновВ этом вся сложность. Всё исходит от установки “Рамзан сказал”, а что именно он сказал, никто толком не знает. И все боятся принять на себя ответственность.
«Единственный документ, который имеет отношение к перемещению граждан по Чечне, – это указ главы ЧР от 27 марта 2020 года “О неотложных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Чеченской Республики”». Юрист указал на п. 5.1. этого документа, в котором написано: «Рекомендовать гражданам ограничить поездки по территории Чеченской Республики и за её пределы, в том числе в целях туризма и отдыха». «Как мы видим, ограничение перемещений на документальном уровне – это рекомендация. Про закрытие границ я ни одного документа не нашёл. Никакой ясности относительно адвокатов, нотариусов, арбитражных управляющих нет», – сказал Пискунов. В оперативном штабе в Грозном «Улице» пояснили, что для участия в судебном заседании на территории города юристу необходимо иметь при себе повестку и справку о том, что он не болен COVID-19. Но даже при наличии этих документов он будет вынужден «отбыть» двухнедельный карантин. «АУ» также обратилась с вопросами к ВС Чечни, но пока не получила ответов.
Что касается поездок в другие регионы, то, по словам Пискунова, у него не было проблем с пересечением «внутренних границ» последние несколько недель. «Пятигорск был какое-то время закрыт на въезд и выезд, но мне и моим коллегам без проблем удавалось получить разрешение при наличии судебной повестки, – рассказал юрист. – Мои знакомые адвокаты перемещались вообще без каких-то дополнительных разрешений, просто показывая адвокатское удостоверение. После того как в конце апреля поднялась шумиха о том, что от адвокатов требовали дополнительные разрешения, администрация дала указания полицейским пропускать их».
«Улица» неоднократно писала о случаях недопуска юристов в процесс из-за карантинных ограничений, введённых в разных регионах. 16 апреля Ленинский районный суд в Кирове не пустил на заседание московского адвоката Александру Резчикову. Позже, 30 апреля, Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга не допустил в процесс защитника Андрея Токарева, также прибывшего накануне из столицы. А 6 мая московский адвокат Валерия Зенцова не смогла попасть на заседание в Краснодарском краевом суде – её просто не выпустили из аэропорта. Между тем адвокат Андрей Чегодайкин из Москвы рассказал «Улице», как ему удалось избежать требования следствия «отбыть двухнедельный карантин» после прибытия в Казань. Минюст дважды обращался к главам регионов с просьбами не распространять на адвокатов местные «коронавирусные» ограничения. В первый раз – 6 апреля, когда попросил не препятствовать свободному перемещению защитников. Второй – 28 мая, напомнив о том, что правило о двухнедельном карантине не должно их касаться. Оба раза ведомство не вспоминало о юристах без адвокатского статуса. «Улица» писала, как к такой «дискриминации» относятся сами юристы.
На вопрос «Улицы», планирует ли юрист обжаловать недопуск на территорию региона для участия в судебном заседании, Пискунов ответил, что ещё не думал об этом. «Из-за отсутствия нормативно-правовых актов если и обжаловать чьи-то действия, то действия сотрудников полиции, непосредственно остановивших мой автомобиль. Но я ещё не пришёл к окончательному выводу о целесообразности этого», – объяснил он. Более того, по его мнению, основные профессиональные проблемы у юристов связаны не с судами, а со следственными и прокурорскими органами. «Если в учреждении есть заболевшие, то могут быть ограничены возможности личного приёма у руководства, ознакомление с материалами проверок, да и просто вход в здание, – объяснил он. – Суды же работают относительно приемлемо. Но на судебные заседания не пускают слушателей, что ограничивает гласность судебного процесса».
* Внесены в реестр «иноагентов».
** Принадлежит Meta – признана экстремистской организацией и запрещена.