Адвоката Маракова отправили в СИЗО
Прокуратура добилась «стражи» для 71-летнего защитника
Сегодня, 29 декабря, Верховный суд Чеченской Республики отменил постановление первой инстанции о домашнем аресте для адвоката Сергея Маракова. 71-летнего мужчину взяли под стражу в зале суда. Ранее ситуация с коллегой обсуждалась на расширенном заседании совета ФПА. Тем не менее защита Маракова пожаловалась «Улице», что федеральная палата не представила суду никаких письменных поручительств и ходатайств.
Верховный суд Чечни во вторник рассматривал представление прокуратуры об отмене домашнего ареста для 71-летнего адвоката Сергея Маракова. Он состоит в палате Ставропольского края и работает в филиале МКА «Санкт-Петербург»; последние годы мужчина проживает в Грозном.
Как рассказывала «Улица», 8 декабря адвоката задержала полиция – якобы за нецензурную брань в общественном месте. Ленинский районный суд признал его виновным в мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП) и арестовал на 10 суток. 19 декабря Сергея Маракова задержали на выходе из спецприёмника и доставили на допрос; следователь обвинил его в хранении наркотиков в крупном размере без цели сбыта (ч. 2 ст. 228 УК). По новой версии, Маракова изначально задержали не за хулиганство, а для установления личности – и потом якобы нашли у него пакет с коноплёй. Сам адвокат утверждает, что 8 декабря его без объяснения причин задержали люди в штатском у подъезда собственного дома. В отделении полицейские якобы засунули ему под одежду пакет с наркотиками и угрозами вынудили признаться в приобретении запрещённого вещества. По мнению Маракова, его преследование связано с профессиональной деятельностью на территории Чечни. В пятницу, 26 декабря Ленинский районный суд Грозного отправил адвоката под домашний арест. Однако в понедельник прокуратура внесла представление об отмене решения. Заседание апелляционной инстанции назначили уже на следующий день.
Руководитель филиала МКА «Санкт-Петербург» Максим Кравченко рассказал «Улице», что прокуратура повторила Верховному суду Чечни те же доводы, что были изложены в апелляционном представлении. Напомним, там утверждалось, что адвокат может воспользоваться «служебными связями», чтобы надавить на участников судопроизводства. Кроме того, прокурор заявил, что суд не установил постоянного места жительства Маракова в Чечне. Согласно представлению, собственник помещения разрешил адвокату отбывать домашний арест – но указал не тот номер квартиры, что значится в материалах дела. При этом обе квартиры находятся в одном доме.
По словам Кравченко, обвинитель не привёл никаких доказательств, подтверждающих, что Мараков может скрыться или оказывать давление на свидетелей. Суд проигнорировал доводы защиты о состоянии здоровья 71-летнего адвоката и отсутствии правовых оснований для изменения меры пресечения на более суровую. Кравченко отметил: заседание было назначено так быстро, что защита не успела собрать медицинские документы о заболеваниях Маракова. По его словам, Ставропольская АП оказала защите правовую помощь. Тем не менее палаты Ставропольского края, Чечни и ФПА не направили суду никаких письменных поручительств и ходатайств. В итоге поручительства за Маракова представили сам Кравченко и президент коллегии Игорь Кучеренко.
В итоге Верховный суд постановил отменить решение первой инстанции о назначении домашнего ареста и направить дело на новое рассмотрение. До этого Мараков будет находиться в СИЗО – его взяли под стражу в зале суда.
Кравченко заявил, что на повторном заседании защита будет просить о смягчении меры пресечения. Адвокаты планируют также направить обращение главе СКР Александру Бастрыкину с требованием провести проверку по факту незаконных действий полицейских. «Дело зашло слишком далеко, – сетует адвокат. – Теперь следствию придётся либо признать, что виновны либо полицейские, совершившие преступление в отношении Маракова, либо адвокат. Боюсь, что из двух зол они выберут адвоката». Глава филиала полагает, что изменить ситуацию может только поддержка ФПА «на федеральном уровне». Кравченко напомнил, что 23 декабря общественный резонанс уже заставил прокуратуру усомниться в обоснованности дела против Маракова. Тогда ведомство неожиданно ходатайствовало об отложении заседания по мере пресечения для дополнительной проверки законности возбуждения дела против Маракова.
«Мы надеемся, что ФПА поддержит наше обращение к Бастрыкину. Если будет поддержка на федеральном уровне, местных полицейских точно не станут прикрывать», – считает адвокат.
Как ранее сообщала «Улица», 25 декабря глава Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко обсуждал с советом уголовное дело коллеги. Тогда он предложил выделить Маракову защитника от Чеченской палаты. В сообщении ФПА отмечалось: это нужно сделать «в том числе и для того, чтобы избежать вероятности наблюдать, как адвокаты собирают на эти цели средства, хотя это и сфера их частной инициативы». Сегодня президент АП Чечни Шамхан Катаев рассказал «Улице», что он попросил адвоката Жанну Кариеву вступить в защиту Маракова. Отметим, 23 декабря, ещё до заседания совета, Кариева говорила «Улице», что давно знакома с Мараковым и он сам просил её принять защиту.