Прокуратура обжаловала домашний арест адвокату Маракову
Защита надеется на активную поддержку ФПА
Сегодня, 29 декабря, Верховный cуд Чечни рассмотрит представление прокуратуры на избрание домашнего ареста адвокату Сергею Маракову. Обвинение указывает, что он не имеет прописки в Чечне – и предполагает, что «приобретённые за годы адвокатской деятельности связи» помогут надавить на участников процесса. Защита опасается, что без вмешательства ФПА 71-летнего адвоката действительно могут отправить в СИЗО.
Напомним, ставропольского адвоката Сергея Маракова задержали в Грозном ещё 8 декабря – якобы за нецензурную брань в общественном месте. Ленинский районный суд признал его виновным в мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП) и арестовал на 10 суток. На выходе из спецприёмника 19 декабря адвоката вновь задержали и доставили на допрос, где следователь обвинил его в хранении наркотиков в крупном размере без цели сбыта (ч. 2 ст. 228 УК). По новой версии, Маракова задержали не за хулиганство, а для установления личности – и потом якобы нашли у него пакет с коноплёй. Сам адвокат утверждает, что 8 декабря его без объяснения причин задержали люди в штатском у подъезда собственного дома. В отделении полицейские якобы засунули ему под одежду пакет с наркотиками и угрозами вынудили признаться в приобретении запрещённого вещества. По мнению Маракова, его преследование связано с профессиональной деятельностью на территории Чечни.
В пятницу, 26 декабря Ленинский районный суд отправил адвоката под домашний арест. Адвокат по назначению Хасбулат Эльдарханов рассказал, что обвинение просило заключить Маракова под стражу. И вчера, 28 декабря, защита получила копию апелляционного представления прокуратуры Ленинского района Грозного. В документе (есть у «АУ») утверждается, что решение суда о домашнем аресте не соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Так, прокурор указывает, что Мараков не имеет постоянной регистрации на территории Чеченской Республики. В документе говорится, что собственник помещения, где суд назначил Маракову отбывать домашний арест, предоставил согласие на проживание адвоката. Но в материалах дела указано, что фактически Мараков живёт в соседней квартире. Из этого прокурор сделал вывод, что настоящее место проживания адвоката не было установлено судом.
В апелляции также отмечается, что суд проигнорировал заявления следствия о возможности адвоката скрыться или оказывать давление на свидетелей. По мнению прокурора, «сформировавшиеся за время адвокатской деятельности связи в правоохранительных органах республики» могут помочь Маракову оказывать давление на участников судопроизводства.
Одновременно прокурор неожиданно счёл нарушением установленный судом запрет на использование Мараковым телефонной связи. Прокурор указал, что в соответствии с ч. 8 ст. 107 УПК обвиняемый не может быть ограничен в праве пользоваться телефоном для вызова скорой помощи и иных экстренных служб. В итоге прокуратура попросила отменить решение и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Сергей Мараков, напомним, работает в ставропольском филиале межрегиональной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург». Руководитель филиала Максим Кравченко сообщил «Улице», что апелляционное заседание в ВС республики было назначено в тот же день, когда суд получил представление прокуратуры. «Поэтому прогнозы у нас самые неутешительные», – признался адвокат. По его мнению, повлиять на ситуацию может «более активная» позиция органов адвокатского самоуправления, причём на федеральном уровне. «С моей точки зрения, ФПА как представитель всего адвокатского сообщества может представить в суд личное поручительство, – считает Кравченко. – Это стало бы сигналом суду, что дело Маракова находится “на контроле” у всего адвокатского сообщества».
Кравченко также высказал опасение, что дело Маракова может стать неприятным прецедентом для адвокатуры. «Вопрос стоит уже не только в Маракове, а в подходе к нему как представителю адвокатуры, – считает он. – Это покажет силовикам, что так можно поступать со всеми адвокатами. Печально, что органы адвокатуры реагируют не так быстро, как силовики».
Сам Мараков 28 декабря также подал апелляционную жалобу (есть у редакции) на постановление Ленинского суда. Он подчёркивает, что не оспаривает решение суда отказать следствию в заключении его под стражу. Но указывает при этом, что суд по собственной инициативе избрал домашний арест. Поэтому в соответствии с п. 3 постановления ВС от 19.12.2013. №41 («О практике применения судами законодательства о мере пресечения») он просит назначить подписку о невыезде или запрет определённых действий.
В обоснование своей жалобы адвокат сообщает, что живёт в Грозном один – и не может, находясь под домашним арестом, покупать продукты и товары первой необходимости. Он также полагает, что категорический запрет на пользование телефонной связью и Интернетом лишает его права обращаться к следователю, суду и органам, осуществляющим надзор. Кроме того, Мараков заявил об арифметической ошибке в постановлении. Назначенные судом 10 суток за хулиганство истекли 19 декабря – а после этого он был незаконно лишён свободы, настаивает адвокат. Поэтому срок меры пресечения должен истекать 19, а не 21 февраля 2021 года.
«Улица» получила копию обращения Маракова в правоохранительные органы, надзорные ведомства и в ФПА. Он настаивает, что никогда не был замечен в употреблении или хранении запрещённых веществ. В заявлении Мараков излагает обстоятельства задержаний 8 и 21 декабря. По словам адвоката, он подвергался издевательскому отношению со стороны полицейских. Так, после задержания его целую ночь продержали «в комнате у дежурной части, не давали воды и еды». Кроме того, в последние дни в спецприёмнике ему запретили выходить на прогулки и пользоваться телефоном. Сергей Мараков просит ФПА оказать ему поддержку, а СК – возбудить уголовное дело по факту незаконных действий сотрудников полиции.
Как ранее сообщала «Улица», 25 декабря глава Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко обсудил с советом уголовное дело коллеги. Он предложил выделить Маракову защитника от Чеченской палаты. В сообщении ФПА отмечалось: это нужно сделать «в том числе и для того, чтобы избежать вероятности наблюдать, как адвокаты собирают на эти цели средства, хотя это и сфера их частной инициативы».
Отметим, что ВС республики 22 декабря отменил наказание Маракову за мелкое хулиганство и направил дело на новое рассмотрение.
Обновление: «Улица» запросила комментарий адвокатских палат Ставропольского края и Чечни. Получить ответ Ставропольской АП не удалось. Президент АП Чечни Шамхан Катаев сообщил «Улице», что на заседании в ВС республики будет присутствовать представитель от палаты.