ВС решит вопрос «пересидки» заключенных
Суд принял к рассмотрению иск о задержках с освобождением
8 октября Верховный суд рассмотрит административный иск адвоката Алексея Аванесяна и юриста Юлии Федотовой, который они подали от имени Людмилы Бештоевой. Их доверительница провела лишние 19 дней в СИЗО.
Ранее «Улица» подробно рассказывала об истории Людмилы Бештоевой, приговорённой к шести годам колонии за мошенничество (ч. 3 и ч. 4 ст. 159 УК). Осенью 2019 года Краснодарский краевой суд начал рассматривать её апелляционную жалобу, но в разгар процесса женщину неожиданно перевели из краснодарского изолятора в СИЗО-3 города Фролово (Волгоградская область). В последующих заседаниях женщина участвовала уже по ВКС. 21 ноября 2019 года апелляционный суд принял решение заменить реальный срок на условный – и постановил освободить Бештоеву из-под стражи. Администрация СИЗО знала об этом решении, но заявила адвокатам, что не может отпустить её без официально заверенного решения суда. Его доставкой занимались фельдъегеря из ФГУП «Управление спецсвязи по Краснодарскому краю». Бештоева вышла на свободу лишь 10 декабря – таким образом, тяжелобольная женщина незаконно удерживалась в изоляторе дополнительные 19 дней. Проверка, инициированная адвокатом Алексеем Аванесяном, показала, что в «пересидке» были виноваты судебные делопроизводители, однако следователь решил, что их невозможно привлечь к уголовной ответственности.
Тогда защита Бештоевой решила подать иск в Верховный суд, указав ответчиками Минюст, Суддеп и ФСИН. В иске утверждается, что использование ДСП-приказа Минюста и инструкции Суддепа привело к нарушению конституционного права Бештоевой на свободу и личную неприкосновенность. «Оспариваемые нормы… не конкретизируют понятия “незамедлительно”, а равно не предусматривают направление соответствующих судебных актов посредством электронного документооборота, что приводит к существенным задержкам между временем провозглашения решения об освобождении лица и временем его фактического освобождения. Данные акты, обладающие нормативными свойствами, находятся в непрерывной взаимосвязи», – говорится в иске.
Также в иске сообщается о явном противоречии между оспариваемыми актами и федеральными законами, обладающими большей юридической силой – УПК и Законом о содержании под стражей. «И в том, и в том федеральном законе написано, что лицо освобождается “незамедлительно”. И соответствующие копии тоже должны быть направлены “незамедлительно” согласно УПК, – подчеркнула в беседе с “Улицей” Юлия Федотова. – И нигде не сказано, что эти копии нельзя отправить по защищённым каналам связи. Достаточно предусмотреть возможность направления документов, условно, по электронной почте через 15 минут после окончания судебного заседания. И всё, проблема решена».
«По действующим инструкциям, даже если сотрудники изолятора получают заверенную копию решения суда с синей печатью, у них есть основания не доверять подлинности этого документа. Мало ли там, печать неяркая, опечатка, – рассказывает Аванесян. – И у них есть право связываться с судом, перепроверять решение – причём время такой задержки никак не регламентировано. Такое действительно происходит, и это ужасная ситуация».
В итоге заявители попросили ВС «обязать ответчиков внести изменения в указанные положения актов нормативного свойства, предусмотрев возможность направления и получения копий судебных решений об освобождении лица из-под стражи посредством электронного документооборота».
Сегодня адвокат Алексей Аванесян сообщил на своей странице в Facebook*, что ВС принял иск к рассмотрению. В определении указывается, что копия иска направлена Минюсту, Судебному департаменту при ВС и ФСИН. Ведомствам предлагается направить Бештоевой возражения в письменном виде, передать суду доказательства, обосновывающие возражения, а истице – копии документов, в которых есть эти доказательства. При этом ВС отдельно попросил Минюст предоставить суду копию оспариваемого акта. Рассмотрение дела назначено на 8 октября.
Напомним, что пока Верховный суд раздумывал, к проблеме уже подключились законодатели. Депутат Госдумы Федот Тумусов 21 июля внёс законопроект, разрешающий использование электронного документооборота для осуждённых, освобождённых при использовании ВКС. Предполагается исправить УПК, ФЗ «О содержании под стражей», а также инструкции судов и ФСИН.
В комментарии «Улице» юрист Юлия Федотова сказала, что они «не ожидали такого быстрого» принятия иска к рассмотрению. «Почему так случилось? Можно только конспирологические теории строить на этот счёт. Возможно, повлияло внесение того же законопроекта, – предположила она. – Что интересно, обычно на истцов налагается какая-то обязанность предоставить копии и т.д. В данном случае суд возложил на ответчиков обязанность предоставить возражения, документы, их копии. Это говорит о том, что иск по достаточно сложной категории об оспаривании НПА составлен правильно – у суда нет к нам претензий и дополнительных вопросов».
* Принадлежит Meta – признана экстремистской организацией и запрещена.