01.11.2022

Совет АП МО объяснил лишение статуса Алексея Барановского

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Его представители намерены обжаловать решение в КЭС ФПА

«Улица» ознакомилась с решением совета АП Московской области, который лишил статуса адвоката Алексея Барановского. Ранее Минюст нашёл в публикациях Барановского грубое нарушение Закона об адвокатуре. А квалифкомиссия палаты и вовсе пришла к выводу, что он «принимает непосредственное участие» в вооружённом конфликте на стороне «украинских националистических формирований». Но оказалось, что совет АП МО отмёл эти претензии – как и заявления о «дискредитации» Барановским действий президента. Впрочем, с остальными аргументами комиссии члены совета согласились безоговорочно. Представители Барановского считают эту «дисциплинарку» образцом политического преследования адвоката и намерены обжаловать решение в КЭС ФПА.

«АУ» подробно рассказывала о ситуации с Алексеем Барановским. Он долгое время находится на территории Украины и публикует статьи о конфликте. Ещё весной на почту ФПА и АП Мособласти пришло письмо от некоего «Бориса Доброго», который сообщил, что Барановский «деятельно выступает на стороне националистического режима Киева, распространяя заведомо ложные сведения о деятельности армии РФ». После этого аноним ещё дважды писал палатам – и заявил, что если они до 18 апреля не дадут «оценку деятельности Барановского», то он сам публично объявит об этом.

В назначенную дату подмосковная палата получила представление Минюста. Ведомство заявило, что Барановский проявляет «несовместимые со статусом адвоката правовой нигилизм и нетерпимость», а также «публично демонстрирует поддержку идей, противоречащих базовым для адвокатуры и адвоката принципам». К представлению были приложены ссылки на два материала Барановского, упомянутые в письмах «Бориса Доброго». Министерство заявило, что Барановский грубо нарушил Кодекс этики и Закон об адвокатуре – не сохранил честь и достоинство, присущие профессии, а также подорвал доверие к себе как защитнику и адвокатуре в целом (статьи 4, 5 и 9 КПЭА).

25 августа квалифкомиссия палаты пришла к выводу, что Барановский «принимает непосредственное участие в вооружённом конфликте против вооружённых сил России на стороне украинских националистических формирований». Более того, члены комиссии добавили в заключении цитаты из публикаций Барановского, которые даже не упоминались в представлении Минюста. В решении говорилось, что защитник «публично оклеветал и оскорбил» президента и органы государственной власти России, допустил «неуважительное отношение к России как государству» и высказал «призывы к физической расправе в отношении представителей вооружённых сил и отдельных должностных лиц».

26 октября совет АП МО рассмотрел заключение квалификационной комиссии – и согласился с её доводами частично, указано в заключении (есть у «АУ»). По мнению совета, аргумент о «непосредственном участии» Барановского в вооружённом конфликте на стороне «украинских националистов» выходит за пределы предмета представления. Так же невозможно оценить заявление о дискредитации президента России. Остальные выводы комиссии члены совета признали обоснованными – и «основанными на исследованных доказательствах».

Совет адвокатской палаты Московской области

Деятельность адвокатуры конкретного государства основана на принципе законности, который, в свою очередь, предполагает легитимность государственных законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Адвокатура является институтом общественного устройства, не ставящим перед собой политические цели, такие как борьба за власть, изменение политического строя, делегитимизация существующего нормативного регулирования и т. д.

Отсюда совет делает вывод: «нигилизм» по отношению к действующему правопорядку и призывы к устранению госорганов «несовместимы со статусом адвоката данного государства». «Такие действия дискредитируют адвокатуру как публичный институт общественного устройства, функционирующий в рамках существующей правовой системы государства, – подчёркивается в решении. Совет согласился с выводами квалифкомиссии о нарушениях п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре и статей 4, 5, 9 и 15 КПЭА. В итоге АП МО решила прекратить статус адвоката Барановского с правом сдать квалификационный экзамен через три года. От него потребовали незамедлительно сдать удостоверение.

Представитель Барановского, адвокат АП Москвы Юлия Стрелкова сказала «АУ», что они с доверителем планируют обжаловать решение в КЭС ФПА: «Поскольку это производство показало крайне острые углы дисциплинарного разбирательства».

Стрелкова подчёркивает: в решении нет ответа на поданные ранее аргументы представителей Барановского – и лишь косвенно присутствует реакция на довод об изменении предмета обвинений. «Совет убрал два обстоятельства, которые самостоятельно нашла комиссия, но оставил остальные, которых в представлении тоже не было», – отмечает адвокат. А ведь ответы на аргументы сторон – требование, которое признаётся по умолчанию во всех видах процессов. «Это критерий справедливости рассмотрения дела и демонстрация восприятия позиции, – объясняет Стрелкова. – И в этом случае я не знаю, почему совет не признаёт остальные доводы. В том числе заявляет, что в своих публикациях Алексей позиционирует себя как российский адвокат – а ведь это не так. Думаю, любому адвокату было бы интересно узнать такие критерии – в их максимально прозрачном виде».

Другой представитель Барановского, адвокат АП Москвы Дмитрий Захватов назвал решение совета «образцом политического преследования» за мысли и высказывания, которые не соответствуют «позиции официальной российской пропаганды».

Адвокат Дмитрий Захватов

Данное решение вносит в дисциплинарную практику АП МО принцип «узаконенной» дискриминации, поскольку позволяет в дальнейшем преследовать адвокатов за проукраинские взгляды относительно событий в Украине. При этом со всей очевидностью совет не будет преследовать тех адвокатов, которые солидаризируются с позицией властей РФ относительно *** [«спецоперации»].

По мнению Дмитрия Захватова, совет продемонстрировал всему юридическому сообществу: принцип справедливости при применении норм КПЭА в АП МО более не действует. «А действует принцип дискриминации, который проходит по формуле “я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак”, – рассуждает адвокат. – Не нужно быть юристом, чтобы понять: никакого отношения к праву и этике такой подход не имеет. И представляет собой по сути произвол, основанный на страхе перед высоким начальством из Министерства юстиции».

Подобные решения основаны на желании услужить начальству и других конъюнктурных соображениях – и являются базой для разрушения системы сдержек и противовесов, «правового дефолта» государства и его институтов, считает Захватов. «Такие решения приводят к банкротству правопорядка, основанного на общеобязательных правилах поведения, к упадку этики, и в конечном счёте – к кровопролитию. Что мы и наблюдаем прямо сейчас в Украине», – подчеркнул адвокат.

Сам Алексей Барановский считает, что АП МО сама же не соблюдает свой принцип «адвокатура вне политики». «Показательно, что Толчеев одной рукой подписывает исключение меня из адвокатуры, а другой собирает деньги для мобилизованных адвокатов, которых будем тут хоронить в украинских чернозёмах, – прокомментировал Алексей Барановский. – При этом они имеют наглость заявлять, что адвокатура вне политики». Также он высказал мнение, что адвокатские палаты в их нынешнем виде «не будут существовать уже в следующем году». «Улица» не может привести прямую цитату Алексея Барановского на эту тему из-за требований российского законодательства.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.