Адвокат Марина Дубровина попросила госзащиту
Месяц назад неизвестные напали на защитника в Грозном
Как стало известно «Улице», заявление о предоставлении государственной защиты адвокату Марине Дубровиной было подано в Следственный комитет 4 марта. Причиной стало нападение на Марину Дубровину и журналиста «Новой газеты» Елену Милашину, которое произошло 6 февраля в Грозном. Неизвестные подкараулили адвоката и журналиста в холле гостиницы и нанесли множество ударов. «Мы даже не придали значения, что рядом группа людей. Мы просто подходили к лифту, чтобы его вызвать. И тут нас окружили – мы сначала даже не поняли, что происходит. Просто агрессивные люди, – рассказывала Марина Дубровина в интервью «Улице». – Лена потом сказала, что ей сначала задавали какие-то вопросы. Но так получилось, что меня тут же потянули за пальто, и я почти сразу упала. А потом… Естественно, лежачего очень просто бить. Били по всему телу, я старалась прикрывать голову, но по голове тоже попало».
В местном травмпункте отказались осматривать Марину Дубровину сразу после нападения. Позже, при обследовании по месту жительства, у адвоката было диагностировано сотрясение мозга, спровоцировавшее осложнение прогрессирующего заболевания сетчатки глаза. Сразу после атаки Дубровина подала заявления в СК и грозненскую полицию, однако за месяц ответ из ведомств так и не был получен. Получить комментарий СК о том, на каком этапе находится рассмотрение заявлений адвоката, «Улице» не удалось.
После нападения Марина Дубровина проходила лечение, но теперь намерена вернуться в Чечню. В настоящий момент она представляет семь обвиняемых и подсудимых в четырёх уголовных делах, расследуемых на территории Чечни. «Я понимаю, что дальше тянуть уже некуда, необходимо обращаться [в Следственный комитет за госзащитой], потому что работу нужно продолжать или по некоторым делам заканчивать. Я не могу просто вспорхнуть и улететь, я адвокат, у меня там ордера лежат и есть обязательства перед подзащитными, по некоторым делам заканчивается предварительное следствие, по одному из дел назначены прения», – рассказала она «Улице».
В своём заявлении в СК адвокат отметила, что угрозы в её адрес поступали и раньше, в том числе от представителей правоохранительных органов Чеченской Республики. Нападение она связала со своей профессиональной деятельностью. «Считаю, что целью нападавших было принуждение меня к отказу от защиты граждан на территории Чечни, а их действия должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 296 УК РФ как угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении защитника в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, совершённые с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья», – указано в заявлении. Государственную защиту адвокат попросила в соответствии со ст. 11 УПК: там в качестве основания указано «наличие достаточных данных о том, что участникам уголовного судопроизводства угрожают убийством, применением насилия либо иными опасными противоправными деяниями».
Марина Дубровина сообщила, что в скором времени планирует обратиться в ФПА и АП Краснодарского края. Президент адвокатской палаты Андрей Чехов сослался на свой предыдущий комментарий, данный «Улице» месяц назад. «Людей бить нельзя – не важно, адвокат или не адвокат», – говорил он ранее.
Отметим, что 22 июля 2018 года за госзащитой также обращалась адвокат Ирина Бирюкова. Защитник получила угрозы от сотрудников ИК-1 в Ярославле из-за переданной в СМИ видеозаписи пыток её доверителя. Однако СК долгое время отказывался предоставить защиту – соответствующие меры были приняты только 13 ноября, через несколько месяцев после поступления угроз.