29.08.2023

Звёздно-полосатая адвокатура

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Игорь Слабых
Игорь Слабых
Юрист

Юрист Игорь Слабых – о том, как стать адвокатом в США

После 24 февраля многие адвокаты задумываются об эмиграции – и о том, чтобы продолжить работать по профессии в другой стране. Те, кто хорошо знают английский язык, рассматривают США как один из вариантов. «Улица» попросила юриста, автора Telegram-канала USLegalNews Игоря Слабых рассказать, как иностранцу получить право юридической практики в США – и чем американская адвокатура отличается от российской.

And justice for all

В США есть старая шутка: «Санта-Клаус, бедный адвокат и богатый адвокат увидели на Таймс-Сквер купюру в 100 долларов. Кто из них поднял банкноту? Конечно, богатый адвокат. Ведь Санта-Клаус и бедный адвокат – выдуманные персонажи». В жизни всё это примерно так и работает, поскольку учиться на юриста в США долго и дорого. А уж сдача адвокатского экзамена, без которого нельзя практиковать право, – отдельная сложная задача.

Начнём с того, что получить высшее юридическое образование в США не так просто, как в России. Местная степень в юриспруденции называется «Juris Doctor» (JD). Получить её можно только после окончания бакалавриата, причём неважно, по какому направлению – от физической культуры и искусства до физики и химии. Как правило, получение степени JD занимает три года для дневного обучения и четыре для вечернего, хотя возможны и отклонения в обе стороны (но скорее в сторону увеличения, чем уменьшения).

«У нас не учат теории права, у нас учат муштре»
Социологи права Кирилл Титаев и Арина Дмитриева о российском юробразовании

Что ж, степень получена – время становиться адвокатом. Но здесь надо сделать важную оговорку. Рассказывать про американское право всегда очень тяжело. Ведь если речь не о федеральном законодательстве, то перед нами появляются 50 совершенно различных систем. Каждый штат самостоятельно регулирует многие вопросы, а понятия вопросов совместного ведения федерации и субъекта федерации фактически не существует. И адвокатура – не исключение.

В США с 1878 года на федеральном уровне существует American Bar Association – Американская ассоциация адвокатов. Но она больше отвечает за вопросы юридического образования, а регулированием профессии занимается на очень общем уровне. Конкретные требования к процедуре получения статуса вырабатывают, как правило, верховные суды штатов – при участии местных ассоциаций адвокатов. А здесь начинаются огромные отличия.

Одни требуют для допуска к экзаменам наличие степени JD только из школы права, одобренной ассоциацией штата. Другие готовы ограничиться бакалавриатом. Третьим подойдёт и диплом школы, не одобренной ассоциацией – но при условии опыта юридической работы у соискателя. А четвёртых устроит минимальный курс обучения в школе права – пусть и без полученной степени. 

Юрист Игорь Слабых

Даже к наличию судимости у кандидата в адвокаты в разных штатах относятся по-разному.

Добавлю, что «практиковать право» означает любую работу, связанную с применением права. Иными словами, сдать «адвокатский» экзамен обязаны не только юрист-инхаус или внешний юридический консультант, но и прокурор с судьёй. Точнее, все юристы сдают одинаковый экзамен, чтобы практиковать право: нет какого-то специального экзамена для судей, адвокатов или прокуроров. Важно понимать: организация, которая в России называется адвокатской палатой и объединяет только адвокатов, в США будет объединять всех юристов – вне зависимости от сферы деятельности и должности.

Параллельно с экзаменом на получение лицензии практиковать право кандидаты дополнительно сдают экзамен по вопросам профессиональной ответственности и этики – Multistate Professional Responsibility Examination. Он одинаков для всех штатов, у него нет региональной специфики.

California Dreamin’

Традиционно самые простые требования к кандидату в адвокаты установлены в Калифорнии. Зато сам экзамен этого штата известен своей сложностью. Есть длинный список судей, прокуроров и губернаторов (адвокатов по профессии), которые не прошли его с первого раза. По данным за февраль 2023 года, только 45% соискателей смогли сдать калифорнийский экзамен с первого раза – это один из самых низких показателей по всем США. В Нью-Йорке успешно сдали экзамен 56%, в Техасе – 59%, во Флориде – 55%. Кстати, эти четыре штата – рекордсмены по количеству кандидатов в адвокаты в феврале 2023 года: в Калифорнии экзамен пытались сдать 1390 человек, в Нью-Йорке – 3660, в Техасе – 1151, во Флориде – 2108. Только в этих штатах статистика показывает четырёхзначное число; в большинстве штатов речь идёт о сотнях кандидатов – а есть и такие, где экзамены сдавали всего три десятка человек.

Если говорить про иностранных юристов, то они чаще всего получают лицензию адвоката в штате Нью-Йорк. Местная ассоциация допускает к сдаче экзамена и без степени JD – например, если у иностранного юриста есть степень LL.M. в США (Master of Laws, магистратура по юридической специальности; ранее советник Sirota & Partners Владимир Косцов подробно рассказывал читателям «Улицы» о своём опыте такой учёбы. – «АУ»). При этом ассоциация выдвигает требования как к форме обучения (очное образование в школе права, определённая длительность и т. п.), так и к содержанию (обучение юридическому поиску и письму, основам конституционного строя США, этическим правилам для адвоката и т. д.). Сам экзамен проходит два дня: один день – федеральная часть, второй – местная.

Home Sweet Home

Ещё одно принципиальное отличие американской адвокатуры от российской – профессиональная «прописка». По умолчанию адвокат может работать только в том штате, где он сдавал экзамен. Хотя есть ситуации, когда адвокат может участвовать в деле в другом штате. Но они требуют дополнительных усилий: например, потребуется местный адвокат, который тоже должен участвовать в деле. И вообще, допуск адвоката из другого штата – привилегия, которой суд может и лишить.

Ассоциация каждого штата сама определяет правила работы «чужого» адвоката без сдачи местного экзамена. Например, Вирджиния разрешает не сдавать экзамен, если человек является адвокатом в другом штате более пяти лет – и последние три из них работает по профессии полный рабочий день. Тем не менее такому адвокату всё равно придётся пройти процесс допуска – просто без сдачи экзамена.

Но даже наличие статуса и процесс в суде «родного» штата ещё не означают автоматического участия в деле. Адвокат должен быть допущен к участию самим судом. Это больше техническая процедура, но она занимает время.

The Unforgiven

На этом этапе у читателя, очевидно, возникает вопрос – а легко ли потерять статус? И тут тоже нет простого ответа. В каждом штате свои требования и к поддержанию статуса (например, это ежегодное обучение и отсутствие долгов по платежам в ассоциацию), и к процедуре лишения статуса адвоката. В целом основания для лишения лицензии адвоката должны быть достаточно серьёзные: нарушения этических правил, совершение преступления, несоответствие профессиональным стандартам.

«Заклевать этого Пашаева»
Как Минюст и ФПА лишили статуса скандального адвоката

Некоторые ситуации вызывают недоумение у российских юристов. Например, были случаи лишения лицензии адвоката за многократное превышение скорости и неоплату штрафов. Считается, что такое поведение демонстрирует пренебрежительное отношение адвоката к закону – а это недопустимо. Сокрытие важной информации при подаче документов для прохождения экзамена также может стать причиной изгнания из корпорации. Статуса адвоката можно лишиться даже за подачу необоснованного иска! Например, если адвокат не нашёл ни одного прецедента или закона, который поддерживал бы доводы искового заявления.

Кстати, необоснованный иск может ударить по кошельку его автора. По умолчанию каждая сторона самостоятельно несёт судебные расходы (за исключением некоторых категорий дел). Но если иск заявлен без должных оснований, то суд может взыскать такие расходы лично с адвоката, а не с его клиента. Впрочем, чаще всего к адвокатам применяют временное наказание, например приостановление лицензии.

Адвокатская тайна в США охраняется законом – хотя есть и свои исключения. Самое яркое из них – crime-fraud exception (исключение в связи с совершением преступления/обмана). В США считают, что юридическая помощь должна оказываться строго в рамках закона. И если адвокат посоветует клиенту, как совершить преступление – в США такой совет не будет считаться юридической консультацией. Следовательно, такая ситуация не будет защищена адвокатской тайной.

При этом в США нет какой-то специальной процедуры возбуждения уголовного дела в отношении адвоката или проведения у него следственных действий. Тем не менее внутренние правила правоохранителей чаще всего требуют более серьёзных внутренних согласований для обыска у адвоката. А в случае изъятия документов в дело вступает специальная команда юристов. Они отделяют документы, потенциально содержащие адвокатскую тайну – чтобы те, кто ведёт дело, не видели эти документы. Также суд может назначить Специального мастера – юриста, который будет разбираться, какие именно документы нельзя видеть следствию. Как правило, Специальным мастером выступают уважаемые юристы типа судей в отставке – хотя это и не обязательно. 

Ещё один факт, который всегда удивляет российских юристов, – американский адвокат не может просто так выйти из дела. Для этого нужно получить разрешение судьи. А его решение зависит главным образом от того, повлечёт ли уход адвоката задержку процесса. Дело в том, что процесс в США существенно отличается от российского. По абсолютному большинству дел – даже гражданских – возможен выбор жюри присяжных. Ещё до начала самого процесса стороны решают спорные процессуальные вопросы и раскрывают доказательства – чтобы с началом процесса ничего не задерживало судебных заседаний. И если адвокат перед началом процесса попросится выйти из дела – с большой долей вероятности суд в этом откажет. Даже если у адвоката и клиента разногласия по стратегии дела – или если клиент не платит адвокату.

Юрист Игорь Слабых

Наконец, в США ни в коем случае нельзя врать суду. Адвокат считается officer of the court (офицер суда), который помогает суду принять справедливое решение. А значит, адвокат не может вводить суд в заблуждение.

Это касается и ссылок на судебную практику. Адвокат не может сделать вид, что он не заметил невыгодные его стороне прецеденты. Он обязан предоставить суду всю релевантную практику – указав, почему те или иные прецеденты не должны применяться в этом деле. Понятно, что доказать злой умысел адвоката может быть тяжело – но это и не невозможно. А главное – если ты постоянно практикуешь в одном суде, то судьи тебя запоминают. И такое поведение не останется незамеченным.

Money, money, money

Заканчивая эту колонку, я вернусь к шутке про богатых и бедных адвокатов. Доходы американских юристов, как и в России, зависят как минимум от опыта, региона и сферы деятельности. Адвокат, который работает на НКО в Вермонте, однозначно будет получать меньше, чем адвокат, работающий на большую юридическую компанию в Нью-Йорке. Сайт по поиску работы ZipRecruter подсчитал, что начинающий юрист получает в США в среднем около 108 тысяч долларов в год; по данным исследования National Association for Law Placement – порядка 200 тысяч долларов в год. Но в том же Нью-Йорке можно найти вакансии для молодых юристов и с зарплатой 80 тысяч в год – а в маленьких штатах и на 50 тысяч. Но самые интересные цифры, которые меня поразили, – это зарплаты молодых юристов, которые работали клерками у судей Верховного суда США. Компании готовы платить им от 200 тысяч в год при единовременном бонусе 400 тысяч – несмотря на минимальный, но очень ценный опыт.

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.