29.10.2021

Приложение к адвокату

Андрей Сучков
Андрей Сучков
Адвокат АП г. Москвы

Каким должен быть «мобильный помощник» защитника

На прошлой неделе советник президента АП Санкт-Петербурга по инновациям Яна Неповиннова рассказала «Улице» о своём проекте мобильного приложения для защитников «Я.Адвокат». Она обрисовала его примерный функционал и попросила коллег поделиться мнениями. Московский адвокат Андрей Сучков горячо поддерживает её начинание – и отмечает, что это редкий случай «инициативы снизу». В своей колонке он рассуждает о важности подобного подхода и предлагает несколько идей по разработке и содержанию подобного интерфейса.

Что у нас есть сейчас

Идея Яны Неповинновой не нова. Play Маркет находит мобильные приложения АИС АПМ (от АП Москвы), ПАСО.ru (ПА Самарской области), КИС АР (ФПА) и «Адвокаты» (в описании указано, что оно содержит информацию об адвокатах, адвокатских образованиях и судах Томской, Кемеровской и Новосибирской областей). Кроме того, ряд палат реализовали схожий функционал, но в виде веб-версии. Лично мне трудно отдать предпочтение первому или второму варианту. Конечно, веб-версия более универсальна: она работает на стационарных ПК, ноутбуках, планшетах, мобильных устройствах, а также воспринимает различные операционные системы. Но мобильное приложение, как правило, более удобно и приятно в работе.

Вряд ли у меня получится объективно оценить уже существующие проекты, поскольку любая личная оценка по определению субъективна. Определённо, у ПАСО.ru сейчас самый широкий функционал. Но, на мой взгляд, АИС АПМ обладает гораздо большим потенциалом, который достаточно быстро и успешно реализуется. Уже работают функции переписки с палатой и распределения дел по назначению без участия операторов. Есть новостной блок, различные реестры, информация от палаты (дисциплинарная практика, правовые позиции органов АП и так далее), важные финансовые данные (контроль за взносами или доплатами за участие в делах по назначению).

Я не стану высказываться о том, как ФПА «осваивает» адвокатские взносы при разработке проекта КИС АР. Достаточно посмотреть суммы затрат на него из смет двух последних съездов – а затем сравнить их с рейтингом этой программы на Play Маркет и отзывами пользователей. Но речь сейчас не об этом. Мне бы хотелось поговорить о конкретном проекте приложения «Я.Адвокат».

С чего начать

В чём уникальность подхода Яны Неповинновой? Большинство подобных проектов разработаны по решению совета адвокатской палаты. Поэтому там в первую очередь созданы инструменты для самой АП. Что мы обычно видим в готовом продукте? Информирование о деятельности адвокатской палаты, коммуникация с её членами, получение сведений для ведения реестра, организация дисциплинарных процедур, распределение дел по назначению и так далее.

Адвокат АП Москвы Андрей Сучков

А идея Яны идёт «от земли» – от практикующего адвоката. И это ощущаешь не только в разнице названий – «Я.Адвокат» vs. аббревиатура палаты – но и в направленности предложений уважаемой коллеги.

Да, функционал её мобильного приложения частично повторяет то, что уже существует в аналогичных программах, созданных адвокатскими палатами. Но всё же в центре внимания Яны Неповинновой – создание комфортной среды именно для адвоката. И, конечно, защита его профессиональных прав.

Другой крайне важный момент – предложение уважаемой коллеги публично обсудить проект среди самих адвокатов. Наиболее сложная, на мой взгляд, часть создания любого программного продукта – это формирование технического задания. То есть составление списка наших потребностей, которые, в свою очередь, будут определять функционал. Поэтому открытое обсуждение будущего мобильного приложения крайне важно, чтобы в полной мере выявить все «хотелки» потенциальных пользователей.

Конечно, к уже созданной программе можно потом «приделывать» дополнительные блоки, добавлять новые функции. Но всё это усложняет продукт, делает его громоздким, «неповоротливым» – и в конечном итоге приводит к необходимости переделать всё с самого начала. Так что лучше ещё на этапе обсуждения сразу учесть все требования к программе и определить последовательность их внедрения.

Адвокат АП Москвы Андрей Сучков

Совсем необязательно разрабатывать весь функционал сразу – можно начать с самого необходимого, а остальное доделать потом. Но возможность внедрения новых блоков должна быть учтена уже на старте.

По итогу такого обсуждения должно получиться типовое техническое задание для разработки мобильного приложения (повторю, что это самая трудная часть такого проекта), которое должно удовлетворять потребности любых адвокатов – вне зависимости от их членства в определённой палате и места ведения практики.

Чат и бот спешат на помощь

Что бы я хотел увидеть в таком приложении?

Важно, чтобы мобильное приложение помогало зафиксировать факт противодействия адвокатской деятельности, сохранив видео-, фото- или звуковой файл на сервере палаты. В таком случае доказательственная сила определённо будет выглядеть солиднее, чем данные из личного мобильного телефона.

Ещё в разделе защиты прав адвокатов будет уместна справочная информация о телефонах доверия органов власти и оперативных дежурных. Конечно, они чаще нацелены на «отфутболивание» обращения, чем на решение проблемы, но лишним такой звонок точно не будет. Также очень полезно добавить рекомендуемые палатой алгоритмы действий в той или иной ситуации нарушения профессиональных прав. Тут (да и в других разделах приложения) будет уместно применение чат-ботов, которые в диалоге с адвокатом «от общего к частному» приведут его к наиболее верному типовому решению. И только если это не поможет (хотя, как правило, все нарушения в отношении адвокатов – типовые), следует задействовать кол-центр для обсуждения нестандартной ситуации. Эта функция мобильного приложения вполне реализуема в любом регионе – даже там, где нет отдельного института уполномоченных по защите прав адвоката.

Кстати, чат-бот будет эффективен и при решении других задач приложения, которые являются типовыми или как минимум начинаются стандартно. Например, просто напрашивается раздел «Методика работы адвоката по отдельным видам дел» – бот будет вести адвоката по лучшим сценариям в конкретной категории. Так же поэтапно, шаг за шагом, от общего к частному.

При этом следует помнить, что шаблоны совсем не исключают, а наоборот, предполагают учёт особенностей каждого конкретного дела, возможность отступления от типового сценария, творческое его применение и даже импровизацию.

Код доступа

В мобильном приложении вполне решаема задача поиска «пропавшего» доверителя даже без участия оператора со стороны АП. Это можно сделать самостоятельно, в базе данных заявок на защиту/представительство по назначению. Тут крайне важно, чтобы пользователь был надлежащим образом авторизирован в системе именно как член конкретной палаты. Поэтому обязательной составляющей работы в приложении является физическое получение логина и пароля – лично адвокатом и непременно в АП. Это должно быть обязательным правилом! Оставим за рамками обсуждения ситуации, когда адвокат передал кому-то логин/пароль или утратил их – это уже личная зона ответственности и составная часть обязанности хранить адвокатскую тайну.

При таком организационном подходе в мобильном приложении можно будет реализовать функцию направления процессуальных документов и обращений (в том числе официальных адвокатских запросов), подписанных простой ЭЦП. Таким образом, «Я.Адвокат» можно сделать удобной площадкой не только для создания документа, но и внедрения его в систему электронного правосудия.

Возможно обсуждение вопроса о доступе через мобильное приложение в СМЭВ (систему межведомственного электронного взаимодействия) на региональном уровне. Конечно, если регламенты допустят в них адвоката. Но уже сейчас вполне реализуемы доступы к сервисам различных органов исполнительной власти – например, «ФСИН-письмо» или электронную очередь в СИЗО.

Также через мобильное приложение можно было бы получать доступ к охраняемым базам данных, обращение к которым возможно по адвокатскому запросу. Напомню, что в Модельном законе СНГ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» защитник в этой части ограничен лишь запретом получения сведений, составляющих государственную тайну. Вся иная охраняемая информация ему доступна при осуществлении профессиональной деятельности. Хотя не знаю, дождутся ли российские адвокаты имплементации Модельного закона (где помимо перечисленного ещё очень много крайне нужного для нашей работы) в законодательство Российской Федерации; руководство ФПА совсем не желает заниматься этим.

Базовые подписки

Для комфортной работы адвоката будут удобны шаблоны документов и сервисы по их созданию; календарь мероприятий, планировщики по каждому отдельному делу и по группе дел. Неплохо было бы внедрить в приложение программы учёта рабочего времени и автоматического формирования счетов на оплату. Даже если адвокат не использует почасовой метод оплаты, для многих это будет полезным при досрочном расторжении соглашения об оказании юридической помощи и возврате неотработанной части вознаграждения (если такая опция указана заранее).

Ещё одна актуальная тема – использование правовых баз данных. Интернет-версии известных коммерческих продуктов крайне скудны и ограничены в функционале, то же самое можно сказать и о существующих мобильных приложениях. Полноценные программные продукты всё ещё достаточно дороги. Поэтому многие адвокаты, особенно в небольших образованиях, или не пользуются ими (что плохо), или устанавливают нелегальные продукты (что ещё хуже). Мобильное приложение, модерируемое адвокатской палатой, вполне может решить эту проблему через дистанционный доступ к легально приобретённому сетевому продукту – за небольшую абонентскую плату пользователя или вообще за счёт адвокатских взносов в АП.

Очень хорошо иметь под рукой правовые позиции органов адвокатуры, а также обзоры или публикации по дисциплинарной практике (как это реализовано в АИС АПМ). Быть в курсе жизни корпорации поможет новостной раздел и ссылки на адвокатские СМИ.

Инвестиции в инновации

Ещё раз повторю, что наиболее сложная часть разработки и создания мобильного приложения – это формирование технического задания. Рынок подрядчиков здесь очень широк, что позволяет (и даже обязывает) провести конкурс с целью подбора квалифицированной организации (специалистов) и формирования адекватной рыночной цены. Заключение договора на изготовление такого продукта без проведения конкурса повлечёт обоснованные обвинения в непрозрачности расходования взносов. Исключение вижу лишь для случая, когда мобильное приложение изготавливает та же организация, что создавала веб-версию этого функционала – тогда это будет фактическим продолжением начатой работы в ином формате.

Понятно, что реализация данного проекта потребует значительного финансирования. Оно может быть выделено из соответствующей строки расходов сметы адвокатской палаты (если она имеется и достаточно наполнена). Другие варианты – повышение ежемесячных взносов адвокатов либо даже введение дополнительного единовременного взноса. Но важно помнить – для дальнейшего обслуживания мобильного приложения понадобятся совсем небольшие затраты (если мы не говорим о достаточно редком апгрейде либо о добавлении новых требований и функций).

Более того, внедрение чат-ботов существенно снизит затраты по сравнению со случаями, когда диалог должен вести оператор кол-центра. Ещё раз подчеркну, что многие проблемы имеют типовой характер, поэтому чат-бот вполне с ними справится. А для помощи в нестандартной трудной ситуации всё равно нужен другой адвокат с большим опытом и стажем работы, а не рядовой сотрудник кол-центра.

На мой взгляд, вполне возможно существенно снизить затраты (даже не в разы, а в десятки раз), если делать этот программный продукт централизованно – одно типовое мобильное приложение для всех адвокатских палат. А каждый регион затем решит, какой из блоков включить сразу, какой оставить на потом, а что совсем без надобности, в какой части наполнить систему региональным контентом и каким именно – а также как часто и в каком размере нести расходы на его актуализацию.

Тайна без грифа секретности

Напоследок затрону тему сохранения адвокатской тайны. Полностью разделяя озабоченность автора этим вопросом, я всё же не рекомендую впадать здесь в паранойю. Вряд ли разумно вводить запрет на участие в создании мобильного приложения сторонних разработчиков. Этот продукт в любом случае должны делать профессионалы, точнее, команда профессионалов – которых в штате адвокатских палат просто нет.

Незаконное проникновение в базы данных цифровой информации – явление в настоящее время далеко не редкое. Взламывают даже сайты государственных секретных структур с многоуровневой защитой. Поединок на этом поле со специалистами по хищению цифровых данных изначально обречён на неудачу. Поэтому я думаю, что вполне достаточно обозначить охраняемые данные как адвокатскую тайну (чтобы не было потом доводов «А кто же знал, что это тайна?»). И обеспечить необходимые общепринятые меры: ограничение физического доступа к устройству/носителю, нетривиальный пароль, криптозащита (последнее – для особо озабоченных вопросами секретности).

Более того, лишь незначительная часть сведений, отнесённых к адвокатской тайне, критически повлияет на работу адвоката в случае разглашения. Большинство этих «тайных сведений» вполне себе живут в публичном пространстве: ФИО доверителя и его адвоката, фабула дела, квалификация деяния – и прочие подробности, которые становятся известны на судебных заседаниях и во время процедур судебного контроля, при оглашении протоколов в ходе следственных действий и, разумеется, через практикуемые силовыми структурами «сливы» в СМИ.

Так что в этом вопросе при создании мобильного приложения нужен разумный и взвешенный подход. А что касается адвокатской тайны, которая действительно «тайна-тайна», то её лучше вовсе не доверять цифровым хранилищам и мобильным средствам передачи информации. Подобные сведения лучше хранить на бумаге, а ещё лучше – в памяти. Не компьютера или телефона, а самого адвоката.

Редакторы: Алла Микулина, Александр Черных (ИД «Коммерсантъ»)

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.