21.10.2021

Адвокатская палата в мобильном телефоне

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Яна Неповиннова
Яна Неповиннова
Адвокат АП Санкт-Петербурга

Яна Неповиннова – о разработке приложения «Я.Адвокат»

Петербургские адвокаты могут получить собственное мобильное приложение. Пока идея находится в разработке, но есть визуальное представление и проект функционала. Его автор – советник президента АП СПб по инновациям Яна Неповиннова. В своей колонке она рассказывает читателям «Улицы», как родилась идея приложения, в чём оно облегчит работу адвоката, кто ведёт разработку – и чем можно помочь проекту.

Доверитель вне зоны доступа

Моему статусу адвоката почти три года, и за это время я столкнулась со многими трудностями профессии. Значительная их часть затрагивает проблему взаимодействия между адвокатами, палатой и правоохранительными органами. Постепенно я стала задумываться – что можно сделать в этой ситуации? Конечно, наивно полагать, что я одна в силах что-то глобально изменить. Но если мы с вами не будем обращать внимания на явные нарушения наших профессиональных прав – с какой бы то ни было стороны, – то ситуация точно лучше не станет.

Первый вопрос, о решении которого я задумалась – что делать, если полиция не хочет раскрывать местонахождение доверителя? Классическая ситуация: человека задерживают, но не сообщают семье причину – и не говорят, в каком ОВД он находится. Из-за этого адвокат тратит время на поиски, а с доверителем «работают» в отсутствии защитника.

Когда я лично столкнулась с этой проблемой, то попробовала решить её через Центр по назначению. Ведь именно туда приходят заявки на защитника, когда с задержанными хотят произвести следственные действия. Тогда мне повезло: оператор Центра сообщила контакт назначенного моему доверителю адвоката, причину задержания, а также местоположение доверителя. К сожалению, в другой раз получить информацию было затруднительно.

Горячая линия по розыску доверителей
Адвокат предлагает способ найти задержанного в ОВД

После этого я предложила палате официально закрепить такой «лайфхак»: создать техническую возможность получения оперативной информационной поддержки при розыске доверителя. И теперь каждый член АП СПб в такой ситуации может официально получить устный или письменный ответ из Центра по назначению. Причём круглосуточно и в течение часа. На сайте палаты размещён пошаговый алгоритм такого обращения.

Инновации взаимодействия

Но это не единственная проблема, которая требует решения. Впоследствии я пришла к выводу, что не стоит разобщать механизмы взаимодействия адвоката с палатой при защите своих профессиональных прав. Лучше создать единый сервис от АП СПб, который будет доступен каждому члену палаты – лёгкий в использовании и упрощающий большинство организационных потребностей адвоката. Благодаря проектам «Голос адвоката» и «Теплица социальных технологий» мне удалось создать визуальный проект моей идеи – и наглядно презентовать её руководству палаты. После этого я стала советником президента АП СПб по инновациям. Но главное не статус, а реальные результаты.

Коротко перечислю, каким я вижу функционал приложения:

  • оперативная связь с палатой, обмен электронными документами, в том числе по вопросам организации адвокатской деятельности;
  • получение справок, характеристик;
  • контроль отчислений;
  • повышение своего профессионального уровня;
  • экстренная помощь адвокату в защите профессиональных прав;
  • розыск задержанного доверителя через Центр по назначению;
  • рассылка важных новостей сообщества;
  • отслеживание актуальной для работы информации и моментальное реагирование на неё;
  • информирование о дисциплинарных производствах в отношении адвоката;
  • онлайн-запись на мероприятия, проводимые Институтом адвокатуры и медиации.

И многое другое, включая помощь при оказании адвокатом субсидируемой юридической помощи. Приложение должно давать детальную информацию о поручении, о выданных Центром ордерах, хранить сведения об оплате труда адвоката и так далее.

Раздел «Экстренная помощь» поможет не только новичкам, но и опытным адвокатам. Например, в случае недопуска в отдел полиции или суд, адвокат сможет одним касанием обратиться к полномочному представителю по защите профессиональных прав. И тот экстренно окажет помощь, зафиксировав нарушение.

Все необходимые для адвокатской деятельности контакты будут собраны в разделе «Справочник организаций». Более того, там можно будет добавлять комментарии, доступные другим коллегам. Адвокаты смогут делиться опытом посещения учреждений – например, рассказывать об особенностях режима работы или требованиях к посетителям.

А ещё «Я.Адвокат» будет оснащён пуш-уведомлениями – пользователь мгновенно получит новую информацию. Это намного эффективнее, чем рассылка по электронной почте или сообщения в личном кабинете.

Конечно, успешный запуск и функционирование мобильного сервиса невозможно без качественной обратной связи, постоянного обновления, развития, а также охраны данных.

Адвокат Яна Неповиннова

С целью защиты адвокатской тайны не стоит передавать разработку и поддержку подобного приложения сторонним организациям. Наполнением должны заниматься палаты субъектов при поддержке ФПА.

Мобильное приложение будет не только удобным, но и абсолютно безопасным. Стать его пользователями смогут лишь адвокаты АП СПб – для этого им нужно будет пройти идентификацию.

Опыт коллег

Сейчас в некоторых палатах существует инструмент «Личный кабинет», который так или иначе решает ряд организационных задач в деятельности адвоката. Но в Самарской палате адвокатов с прошлого года успешно работает приложение для адвокатов «ПАСО.РУ». В сентябре я побывала в гостях у самарских коллег и обсудила это приложение с президентом палаты – Татьяной Дмитриевной Бутовченко, и специалистами-разработчиками. Я в восторге от технической оснащённости, современного и внимательного подхода к работе. То, что мы сейчас в Петербурге называем инновациями, – в Самаре уже работает несколько лет.

Коллеги-адвокаты рассказали, что очень довольны опытом использования «ПАСО.РУ» – они подчёркивают, что приложение значительно облегчает работу. Отмечу, что работа сервиса полностью оплачивается палатой. Такой подход мне кажется единственно верным. Ведь эти расходы обеспечивают взаимодействие палаты с её членами, благодаря взносам которых она и существует.

Обращаю внимание на то, что проект находится в стадии разработки и является лишь моим представлением о возможности воплощения идеи. Поэтому я приглашаю всех коллег стать частью проекта и поделиться своими идеями и пожеланиями. Уверена, что благодаря усилиям адвокатского сообщества нам удастся создать уникальный и полезный продукт!

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.