28.09.2022

Последний довод судьи

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Ольга Кряжкова
Ольга Кряжкова
Правовед, конституционалист

Ольга Кряжкова – о внезапной отставке Константина Арановского

Вчера Конституционный Суд России опубликовал новость о том, что судья Константин Арановский подал «личное заявление об отставке». Это скупое сообщение – всего два предложения! – стоит прочитать как полноценное особое мнение судьи, уверена правовед, конституционалист Ольга Кряжкова. Она считает, что добровольная отставка Арановского – единственная оставшаяся у него возможность публично оценить грядущее «присоединение» новых территорий. И после его ухода уже нельзя будет сказать, что КС принял историческое решение единогласно.

З акон о КС предусматривает тринадцать оснований прекращения полномочий судьи. В их числе находится и личное письменное заявление об отставке.

На сегодняшний день карьера завершена у 23 судей Конституционного Суда России. В 17 случаях – что составляет подавляющее большинство – это было связано с достижением судьёй предельного для должности возраста. Осуществление полномочий троих судей прервала смерть. Наконец, ещё трое перестали работать в этом качестве, подав в отставку.

Из них один случай нельзя назвать особенным: в 2008 году Борис Эбзеев перешёл на должность главы Карачаево-Черкесской Республики, в связи с чем был вынужден сложить обязанности судьи. Второй произошёл в декабре 2009 года: публично раскритиковавший состояние российской судебной системы Анатолий Кононов подал в отставку под давлением коллег. О третьем случае стало известно вчера, 27 сентября 2022 года – когда на официальном сайте КС появилось сообщение, что Суд удовлетворил заявление об отставке Константина Арановского. Как мы видим, вероятность не дожить до предельного возраста у судьи выше, чем вероятность досрочно покинуть КС по собственной инициативе.

Правовед, конституционалист Ольга Кряжкова

Спроси меня накануне, могу ли я представить, что кто-то из судей уйдёт из Суда – ответ был бы отрицательным. Даже пока судьям было позволено писать особые мнения, КС производил впечатление монолитной структуры, которую практически никто не покидает сам.

Но если бы вопрос звучал иначе – «Кто из нынешних судей мог бы добровольно подать в отставку?» – я без колебаний назвала бы именно судью Константина Арановского. Как и судья Кононов, он был одним из лидеров по числу особых мнений, где и стиль, и конституционно-правовые акценты разительно контрастировали со стилем и акцентами решений Суда. За 12 с небольшим лет работы он написал как минимум 34 особых мнения, заметная часть которых вполне заслуженно становилась отдельными информационными поводами.

О мотивах, побудивших Арановского подать в отставку, доподлинно не известно. Однако сложно проигнорировать то обстоятельство, что это действие совершено им в преддверии ожидаемого присоединения к России новых территорий вследствие так называемой спецоперации по защите Донбасса. По закону КС должен стать участником этого процесса, оценив конституционность международных договоров о принятии этих территорий в состав Российской Федерации – как это было сделано в 2014 году с Крымом. Маловероятно, что отставка Арановского случайно совпала с этим событием.

В ноябре 2020 года в Закон о КС были внесены поправки, запретившие судьям публиковать особые мнения к решениям. Как справедливо заметила тогда экс-судья КС Тамара Морщакова в своей колонке для «Улицы», отныне у судей есть только один способ отстраниться от аргументации, с которой они не согласны, – уйти в отставку. По «крымскому делу» ни один судья КС не заявил особого мнения – что, впрочем, не означает, что их не было в действительности. Что об этом на самом деле думал Арановский, мы узнаем нескоро, если узнаем вообще. Вряд ли стоит ожидать, что он в ближайшее время станет делать громкие заявления, ведь статус судьи в отставке тоже означает необходимость соблюдать ряд запретов и ограничений, в том числе в отношении публичных высказываний.

В правовой науке существует предположение, что отставка судьи (в отличие, например, от отставки политика) ввиду несогласия с решением, которое ему предстоит вынести, – событие исключительно редкое. Исследователям не удалось найти соответствующие примеры в зарубежной практике. Если их действительно нет или они немногочисленны, то поступок Арановского является беспрецедентным не только по российским, но и по мировым меркам. Это требует изрядного личного мужества. Нельзя не понимать, что КС теперь будет принимать решение о конституционности расширения территории России в неполном составе. Хотя минувшим летом власти и приняли меры по заполнению вакансии, образовавшейся после того, как судье Владимиру Ярославцеву исполнилось 70 лет.

Правовед, конституционалист Ольга Кряжкова

Отставка Арановского не влияет на юридическую дееспособность Суда. Но символически это решение уже не будет восприниматься как принятое всеми судьями единогласно.

Как бы то ни было, право судьи на отставку официально включено в перечень гарантий независимости судей КС. Свою независимость судья Арановский продемонстрировал обществу максимально доходчиво.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.