19.01.2022

«Отцы и дети» юриспруденции

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Станислав Неверов
Станислав Неверов
Адвокат АП Санкт-Петербурга

В профессии начался процесс смены поколений

Процесс
Синдром адвокатского выгорания

«Улица» подводит итоги дискуссии об уходе из юриспруденции – и публикует «примиряющую» колонку адвоката Станислава Неверова. Он считает, что письмо Константина Барабанова и реакция на него свидетельствует о начале смены поколений в российской юриспруденции. В конфликте «отцов и детей» нет ничего удивительного, напоминает Неверов, и лучшая стратегия здесь – искать общие ценности. Ведь оба поколения спорят в одном и том же неуютном вагоне «поезда в Ленинград».

Пощёчина юридическому вкусу

27-летний Константин написал очень смелый текст. Ведь если упрощать, то тезисы автора в некотором роде схожи с пощёчинами. Работодателям – за неадекватную эксплуатацию сотрудников. Непосредственным руководителям – за неспособность расставлять приоритеты и отстаивать даже собственные интересы. Клиентам – за неуважительное отношение к личному времени консультантов. Последним – за неспособность сказать «нет». И всей стране – за то, что поезд вместо станции «Новая Россия» привёз поколение Константина обратно в Ленинград.

Перечисленные в этом письме трудовые проблемы не являются для рынка чем-то новым. Напротив, в каждом втором резюме мы увидим согласие соискателя на ненормированный рабочий график, наличие пресловутой «стрессоустойчивости» и готовность к обработке больших объёмов данных. Так что предложение на рынке труда существует. А шуток про отсутствие личной жизни у юристов стало так много, что теоретически можно устроить общероссийский конкурс.

В общем, все вроде бы адаптировались: консультанты, инхаусы и клиенты. Но тут атлант дрогнул, как и лежащая на его плечах общепринятая философия. Специалист больше не хочет жить, чтобы работать. И публично требует достойной оплаты труда, личного времени и уважения – как к этому времени, так и к труду.

Те, кто создавали этого атланта, теперь могут занять понятную позицию: «Моветон! Я в его годы…» А дальше подставь нужное: закрывал проекты скобой от степлера, работал сутками до пришествия следующего клиента, стоял у входа в суд и выиграл иск. Но другие – кто пришёл в профессию позже и увидел созданные «отцами» порядки, воплощённые в этом вечно уставшем атланте, – ответят просто: «Окей, бумер». И пожелают удачи Константину, разделив его взгляды.

Никто не ждал перемен

Возможно, поколению, пережившему падение Советского Союза, Перестройку, девальвацию рубля, приватизацию и становление рыночной экономики, сложно понять своих потомков, которые знают об этих событиях только из книг. И уж тем более «отцов» удивляет сознательный отказ «детей» жертвовать своим личным временем ради карьерных подвигов, признания коллег и неких абстрактных «перспектив». Или даже денежных надбавок.

Адвокат Станислав Неверов

Уже сейчас некоторые партнёры юридических фирм отмечают: сотрудники на стартовых позициях требуют большее вознаграждение, чем многие компании готовы дать. А «комфортные условия работы» давно перестали быть всего лишь вежливой строчкой в вакансии.

В результате процесс рекрутинга затягивается, а рынок начинает поговаривать о дефиците кадров. И это, кстати, касается не только юриспруденции.

Но что, если этот дефицит кадров является следствием отрицания перемен, которые пришли на рынок вместе с новым поколением специалистов? Что, если стоимость человеческого времени резко подорожала – а требования сотрудников к работодателю серьёзно выросли? Что, если глобализация принесла с собой слишком заманчивые примеры счастливой жизни без изнурительной и бесконечной карьерной гонки?

Рано или поздно каждой юридической фирме придётся самостоятельно ответить на эти вопросы. И от этих ответов будет зависеть всё остальное – культура, ценности и достижения. Ведь любая организация – это не только топ-менеджеры, а ещё и люди, стоящие за ними.

Стоп-кран

Письмо Константина – отличная иллюстрация того, как разительно могут отличаться ценности двух поколений. И того, что перемены отрицать бессмысленно. «Отцы» могут злиться на «детей» и смеяться над их желаниями – но те обязательно придут в «отцовские» юридические офисы. Или уже работают в них. Это новое поколение – а значит, его просто невозможно остановить или проигнорировать.

Но есть и то, что может объединить «отцов» и «детей» юриспруденции. Константин написал в своём письме: «Юрист должен верить в то, что делает». И я полностью соглашусь с этим тезисом. Правда, с небольшой оговоркой, продиктованной жизненным опытом.

Несправедливость в той или иной форме существовала всегда. И всегда были те, кто находил способы честно и смело исполнять свой долг юриста. В качестве примера можно привести Анатолия Федоровича Кони. И напомнить, как его требовали привлечь к уголовной ответственности за научную работу, допускающую для народа право необходимой обороны, в том числе от официальных лиц, злоупотребляющих своим положением.

Адвокат Станислав Неверов

Уверен, что в каждом времени найдутся те, кого возьмут за образец следующие поколения юристов. Те, кто продолжат работать вопреки несправедливости.

Терпение, стойкость в собственных убеждениях и вера в высшую цель – все эти вещи могут звучать в нынешнее время несколько пошло и чересчур пафосно. Но именно они являются тем внутренним ресурсом, наличие которого абсолютно необходимо для правоведа.

В конце концов, если «поезд в Ленинград» существует, то находятся в нём все без исключения – «отцы» и «дети», юристы и программисты. И значит, уход из юриспруденции в другую профессию ничего кардинально не изменит. А вот практика вопреки несправедливости обязательно поможет развернуть состав к нужной станции.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.