Руслан Айдамиров – о борьбе с «карманными адвокатами»
«Наши адвокаты знают, где проходит красная линия»
Палата Ленинградской области ввела запрет на работу по назначению для адвокатов, получивших предупреждение из-за вступления в дело в обход графика дежурств. Им придётся ждать год – пока дисциплинарное взыскание не будет погашено. Член совета АП Ленобласти Руслан Айдамиров рассказал «Улице» о причинах такого запрета – и признался, что предлагал расширить его и на другие категории нарушителей.
Н аселение Ленинградской области в большинстве своём небогатое. Адвокаты зарабатывают в основном как раз с помощью назначения. И если защитник вступает в уголовное дело в обход общего для всех графика, то это создаёт нездоровую атмосферу в сообществе.
Но есть вторая проблема, очень важная. Практика показывает, что такие адвокаты, как правило, имеют личный контакт со следователями, дознавателями, иногда и судьями. Именно эти должностные лица приглашают их «по звонку». Просто говорят: «Иван Иваныч, приходи». И они приходят – в обход добросовестного коллеги. Разумеется, такие адвокаты воспринимают ситуацию «не в службу, а в дружбу» – что им, грубо говоря, подкинули деньжат. Поэтому у них возникают обязательства перед должностными лицами – а в результате защита работает спустя рукава, лишь формально присутствуя в процессе.
Вычислить «карманного» адвоката – управляемого и комфортного для следователя – не так-то просто. Представьте, что вы приходите в следственный отдел и видите там коллегу. Вы же не можете спросить: «А что ты здесь делаешь? Ты по назначению пришёл?» Может, он тут по прошлому делу. Или получил дело в установленном порядке. Как тут выявишь нарушение? Мы же не можем поставить адвокатов у входа, чтобы они контролировали, кто заходит.
Поэтому чаще всего о таких случаях становится известно благодаря случайностям. Например, когда сами подзащитные жалуются в палату. Или когда позже в дело вступает другой адвокат – и видит, что предыдущий защитник выписал ордер не в своё дежурство.
Мы последовательно боремся с этим явлением. В прошлом году палата прекратила статус четырёх адвокатов, которые и ранее были замечены в обходе графика. Но других коллег, которые впервые попались на таких нарушениях, мы статуса не лишали – ограничивались предупреждением.
Член совета АП Ленинградской области Руслан АйдамировОпыт палаты показывает, что предупреждения недостаточно эффективны. Ведь те адвокаты, чей статус был прекращён, на момент нарушения уже имели по одному такому взысканию.
Адвоката предупредили, пожурили, он возвращается обратно и опять делает то же самое. Получается, что «дисциплинарка» не оказывает на его поведение никакого эффекта. Значит, палате надо сразу применять более жёсткие меры? Но при этом понятно, что бывают ситуации, когда адвокат единожды пошёл на следственные действия в обход графика. И сразу лишать его статуса жалко – например, человек семейный. С другой стороны, он всё равно наносит и адвокатскому сообществу, и доверителям непоправимый вред. Как тут быть?
Поэтому созрела такая идея – просто не допускать нарушителей до работы по назначению. Пусть даже они не прочувствуют предупреждения, но это наказание точно ударит их по карману. Они не будут лишены статуса, но в течение года не смогут работать по 51-й. И другие коллеги посмотрят, лишний раз подумают и воздержатся от вступления в дело вне графика. Новые правила начали действовать с 1 октября, но они не имеют обратной силы и распространяются только на те нарушения, которые будут совершены после этой даты.
Добавлю, что я предлагал совету палаты ввести годичный запрет на работу по назначению не только для адвокатов, которые нарушили график – но и для тех, кто недобросовестно защищал своих доверителей. К примеру, защитник не обжаловал меру пресечения, когда обвиняемый возражал против продления. Или, например, коллега проявил недобросовестность при ознакомлении с материалами уголовного дела. Бывают у нас такие, кто за час знакомится с десятью томами. Мы обсуждали этот вопрос очень долго, но в итоге большинство членов совета решили, что эта мера была бы слишком жёсткой.
Я знаю, что Петербургская палата установила запрет распределения дел по назначению тем «новичкам», которые пришли в адвокатуру из правоохранительных органов. В Петербурге считают, что им надо подождать три года с момента увольнения со службы. Но мы такую идею вообще не рассматривали.
Член совета АП Ленинградской области Руслан АйдамировКогда я прочёл, что в Петербургской палате ввели такой запрет, мне почему-то вспомнился библейский сюжет. Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, чтобы из них выветрился дух рабства – хорошо, что коллеги в городе тремя годами ограничились.
К тому же скоро у нас появится ещё одно лекарство от этой болезни. Я имею в виду программу автоматического распределения по назначению (АРПН), подсистему КИС АР, которую ФПА создала и раздала регионам. Мы её получили около месяца назад, сейчас я занимаюсь её внедрением в Ленинградской области. Уже через год она должна будет обслуживать и все назначения, и все заявления об оплате. Вот адвокат Иванов подал заявление и получил деньги из бюджета за защиту Петрова и Сидорова. Мы смотрим в программу – а ему, оказывается, распределили заявку только на Петрова. Стало быть, дело Сидорова он получил вне графика. Всё будет как на ладони.
Логично спросить, зачем тогда вообще нужна наша инициатива, если на подходе такая программа. Но, во-первых, её обещают внедрить в течение года – и это время тоже нужно как-то прожить. А во-вторых, даже после появления АРПН такая норма не будет лишней. Сегодня в арсенале Совета есть только замечание, предупреждение и лишение статуса. Но бывают ситуации, когда лишать статуса – это чересчур, а замечание или предупреждение не дают результата. Вот тогда и будем бить по карману.
Я думаю, что эту проблему действительно можно изжить. Я не могу вспомнить, чтобы мы сразу кого-то из адвокатов-нарушителей лишили статуса. Но на второй раз статус прекращаем, и у нас в палате все об этом отлично знают. Решение по каждому из четырёх адвокатов, лишённых статуса, мы освещали на сайте палаты. Каждый может зайти и увидеть: наши адвокаты знают, где проходит красная линия. А теперь мы сделали так, чтобы и в первый раз нарушать было невыгодно.
Ещё нужно добиться, чтобы все знали – вот этот адвокат вступил в дело вне графика. Мне кажется, что это может остановить нормального добросовестного человека, даже если он оказался в ситуации искушения. Подумает: зачем мне это? И в деньгах потеряю, и авторитет будет на нуле, и неудобно перед коллегами. Мне кажется, что эта мера очень поможет.
Напоследок я хочу подчеркнуть, что у нас в совете нет никакого предубеждения против адвокатов по назначению. Я и сам много лет работал по 51-й, особенно в начале карьеры. Мне кажется, что если адвокат умеет работать, то он будет работать хоть по назначению, хоть по соглашению. А если не умеет, то хоть плати, хоть не плати – выше себя не прыгнешь.