14.09.2021

Центр судебных экспертиз Минюста не будет работать с адвокатами

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Защитник Евгений Корчаго пожаловался на это решение генпрокурору

Адвокаты больше не смогут заказывать исследования в Центре судебных экспертиз (РФЦСЭ) при Минюсте. Руководство организации запретило своим сотрудникам взаимодействовать по уголовным делам со стороной защиты. Это объясняется желанием «не допустить вмешательства в деятельность прокурора или лица, производящего дознание». При этом следствию не запрещено обращаться в РФЦСЭ за заключением специалиста. Московский адвокат Евгений Корчаго обратился к Генпрокурору Игорю Краснову с просьбой отменить приказ. Он считает, что запрет нарушает принцип равноправия сторон.

9 сентября директор РФЦСЭ Светлана Смирнова подписала приказ с пространным названием «О недопустимости проведения экспертных исследований и экспертных консультаций в отношении объектов и материалов, которые являются предметом рассмотрения по уголовному делу» (есть в распоряжении «Улицы»). Документ запрещает сотрудникам оказывать в рамках гражданско-правовых договоров экспертные услуги «в случае проведения исследования по уголовным делам». Это означает, что сторона защиты больше не сможет получить в государственном Центре исследование, альтернативное заключению следствия. Глава РФЦСЭ поясняет в приказе, что оказание таких услуг может обернуться уголовным делом о воспрепятствовании правосудию.

Приказ директора РФЦСЭ Светланы Смирновой

…В связи с недопустимостью возможного вмешательства в деятельность прокурора или лица, проводящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, ответственность за которое предусмотрено статьёй 294 УК.

Фактически запрет касается только защитников – суд и следствие, как и прежде, смогут обращаться в РФЦСЭ. Приказ Светланы Смирновой вступит в силу 1 октября.

Уже 13 сентября глава коллегии «Корчаго и парнёры» Евгений Корчаго обратился по этому поводу к Генеральному прокурору Игорю Краснову (письмо есть у редакции). «Издание подобного приказа, тем более с такой мотивировкой, является прямым нарушением закона, – заявил Корчаго. – И нарушает конституционный принцип состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве».

Адвокат ссылается на «системное толкование» ст. 123 Конституции и статьи 6 и 159 УПК. Они дают стороне защиты «право на обращение в экспертные учреждения в целях проведения исследований, нацеленных на сбор доказательств», поясняет Корчаго.

Письмо адвоката Евгения Корчаго

Хочется задать вопрос: каким образом обращение за проведением экспертного заключения может быть истолковано как воспрепятствование всестороннему, полному и объективному расследованию дела?

В беседе с «Улицей» он пояснил, что адвокаты нередко обращаются за исследованием именно в РФЦСЭ. «Уровень специалистов центра достаточно высокий, более того, у суда было доверие к исследованиям государственного учреждения», – добавил защитник. Корчаго просит Игоря Краснова внести представление директору РФЦСЭ и отменить приказ.

Приказ «направлен на то, чтобы в очередной раз затруднить деятельность защитников», считает адвокат Аркадий Колесников. Он участвует в защите коллеги Сергея Юрьева, чьё дело основано как раз на экспертизах обвинения. «Очевидно, что к процедуре заключения гражданско-правового договора на исследование прибегают только адвокаты, – указывает он. – У нас и так не очень много полномочий, чтобы осуществлять полноценную защиту по уголовному делу, но и те сокращают».

Колесников обратил внимание на обоснование приказа директора Центра. «Статья 294 УК сама по себе подразумевает, что вмешаться в деятельность органов предварительного следствия, прокурора и так далее по большому счёту может лицо, которое обладает каким-то силовым или административным ресурсом, – уточняет он. – Понятно, что к адвокатуре это не относится. Но как раз те службы, которые явно вмешиваются в деятельность органов предварительного следствия, почему-то всегда остаются в тени».

Адвокату непонятно, как именно РФЦСЭ будет отслеживать, обращаются ли к нему за заключением именно по уголовному делу. «У нас же нет какого-то реестра уголовных дел. Как понять, в рамках чего запрашивается заключение, если адвокат сам об этом не будет говорить, а просто принесёт какие-то материалы для исследования?», – рассуждает Колесников. Он предполагает, что на практике РФЦСЭ может вообще перестать работать с адвокатами.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.