Суд повторно признал законным объявление в розыск адвоката Третьякова
Вопрос, который по закону должен решаться за пять дней, суд рассматривает больше полутора лет
Сегодня Бабушкинский районный суд повторно рассмотрел жалобу адвоката Станислава Шостака на постановление следователя, которым его подзащитный – адвокат Игорь Третьяков – был объявлен в федеральный розыск. Это незаконное, по мнению защиты, постановление использовалось обвинением в качестве основного довода для избрания и последующего продления «стражи» в отношении Третьякова.
Напомним, уголовное дело о хищениях в НПО имени Лавочкина основано на мнении следствия о «завышенной стоимости» адвокатских услуг. Обвинение считает, что топ-менеджмент госпредприятия договорился с главой АК «Третьяков и партнёры» Игорем Третьяковым о присвоении 332,5 млн рублей под видом платы за юридические услуги, которые на деле якобы не оказывались (ч. 4 ст. 159 УК). Подсудимые настаивают, что соглашение было полностью законным, а работа адвокатской коллегии помогла НПО отбиться от миллиардных исков.
Химкинский городской суд начал рассматривать дело по существу 15 октября 2019 года. За время слушаний адвокат Игорь Третьяков успел дать показания в суде: 3 декабря он рассказал свою версию событий и заявил, что на стадии следствия признал вину под давлением – в надежде, что его из СИЗО переведут под домашний арест. Защита попросила исключить «признательный протокол» из числа доказательств, но суд отказался это сделать. Тогда 5 декабря адвокаты заявили, что последнее обвинение требует проверки на соответствие обвинительному заключению – и прокурор попросила отложить заседание. 26 декабря она заявила, что выявленные в суде процессуальные нарушения, допущенные следствием, помешают вынести законный и справедливый приговор. И исправить их можно лишь вернув дело на стадию предварительного расследования в порядке статьи 237 УПК. Что суд и сделал.
Сам Игорь Третьяков в Химкинском суде объяснял, что узнал про федеральный розыск будучи в отпуске: «Находясь на Байкале, я узнал, что возбуждено уголовное дело, проведены обыски. А я уже объявлен в федеральный розыск, хотя не знал о возбуждённом уголовном деле. 29 июля 2018 года я вернулся в Москву и был арестован. С тех пор я нахожусь в СИЗО».
Адвокат Станислав Шостак перед заседанием в Бабушкинским райсуде сообщил «Улице», что пытается оспорить постановление следователя об объявлении его подзащитного в розыск с самого начала преследования – с 10 августа 2018 года. Тогда он подал жалобу в порядке ст. 125 УПК, которая предусматривает рассмотрение вопроса в течение пяти суток. Однако процесс затянулся более чем на 18 месяцев. В первый раз Бабушкинский суд признал постановление следователя законным, а Мосгорсуд «засилил» это решение. И только Второй кассационный суд общей юрисдикции 16 декабря 2019 года признал доводы защиты заслуживающими внимания и «спустил» вопрос обратно в Мосгорсуд. Последний отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции – снова в Бабушкинский райсуд.
Основной довод, который приводит защита, оспаривая объявление в розыск Игоря Третьякова – «процессуальная невозможность и незаконность одновременного вынесения следователем взаимоисключающих постановлений». «25 июля 2018 года следователь вынес несколько постановлений – предъявление обвинения отсутствующему лицу, избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде, постановление о нарушении подписки о невыезде и объявление в федеральный розыск. Это и невозможно, – возмутился адвокат. – Когда следователь возбуждает уголовное дело в отношении конкретного лица, он обязан незамедлительно уведомить его об этом, как и сообщить о дне предъявления обвинения – это все делается, чтобы лицо могло найти себе адвоката (в случае, если у лица нет защитника, следователь должен обеспечить его адвокатом по назначению). И уж совсем невозможно отобрать подписку о невыезде у отсутствующего лица. А значит, и говорить о нарушении этой подписки, ее отмене и объявлении в розыск – просто абсурдно. Более того, процедура объявления в розыск четко регламентирована законодательством. Но в случае Игоря Третьякова она была грубо нарушена».
Как пояснил Шостак, именно это постановление семь раз использовалось обвинением в качестве основного довода для избрания и дальнейшего продления стражи. Только после подачи жалобы в апелляцию следователь прекратил ссылаться на объявление Третьякова в розыск, поскольку защита в суде постоянно напоминала о том, что вопрос находится на рассмотрении суда.
Станислав Шостак объяснил упорство в оспаривании постановления следователя не только интересами своего доверителя, но и необходимостью отстаивать базовые права человека.
Адвокат Станислав Шостак
(защитник Игоря Третьякова)Постановление следователя не просто незаконно – оно абсолютно незаконно и нарушает право на защиту. Признание этого судом нужно для торжества законности и справедливости. Такие действия следователя должны пресекаться судом, чтобы в дальнейшем они не злоупотребляли своими полномочиями, вынося заведомо незаконные решения.
Адвокат добавил перед заседанием, что защита Третьякова рассчитывает на отмену постановления об объявлении в розыск – это «может сыграть важную роль при рассмотрении вопроса дальнейшего продления стражи».
В суде Станислав Шостак повторил, что «объявление Третьякова в федеральный розыск было преждевременным» – следователь грубо нарушил нормы процессуального права. Прокурор настаивал, что постановление 25 июля 2018 года было вынесено законно. «Обвиняемого на момент возбуждения уголовного дела не было по месту жительства и пребывания», – объяснил он. Адвокат парировал, что в момент возбуждения уголовного дела – 20 июля 2018 года – Третьяков был в Москве, а в отпуск улетел лишь в ночь с 24 на 25 июля. «Эти пять дней он не знал о возбуждении уголовного дела – он узнал об этом лишь 26 июля из СМИ», – объяснил Шостак. Суд однако посчитал, что следователь не нарушил закон и повторно отказал защите Третьякова в удовлетворении жалобы. «Я просто в шоке, – заявил “Улице” адвокат. – Я не надеялся на то, что суд учтет позицию вышестоящих инстанций – я надеялся на то, что он учтет прописные истины. В законе все четко написано, там нет никаких двусмысленностей». Шостак добавил, что будет обжаловать решение в апелляции.