26.04.2022

Окончательное решение «иноагентского» вопроса

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Максим Крупский рассказывает, чем опасен единый закон об «иноагентах»

В начале недели в Госдуму был внесён проект единого закона об «иностранных агентах». Один из его соавторов, сенатор Андрей Климов уже заявил СМИ, что документ должен «закрыть дополнительные лазейки для “иноагентов”». Адвокат, независимый эксперт при Минюсте России Максим Крупский изучил законопроект и письменно ответил на вопросы «Улицы». По его словам, новый закон «даёт поистине безграничные возможности для признания кого угодно “иностранным агентом”».

– Правильно ли я понимаю, что этот законопроект, в случае принятия, заменит все остальные «иноагентские» законы?

– Да, он заявлен в качестве самостоятельного нормативного акта, который объединит все действующие разрозненные «иноагентские» нормы. Например, будет создан единый реестр для всех существующих «иноагентов». Включая совсем новый «подвид» – «физические лица, аффилированные с иноагентами». Исключение – нормы об уголовной и административной ответственности за нарушение «иноагентского» законодательства. Они останутся в соответствующих Кодексах.

– За что теперь государство сможет признать человека «иноагентом»?

– Очень важно отметить, что законопроект вводит радикальные изменения в институт «иностранных агентов». Вот пример: не все знают, что последние 10 лет в законе использовалась формулировка «лицо, выполняющее функции иностранного агента». А теперь его окончательно заменит вполне однозначное понятие «иностранный агент». Законопроект понимает под ним «лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах, и осуществляющее определённые в законе виды деятельности». А «иностранное влияние», согласно проекту, – это «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на него в том числе путём принуждения, убеждения и (или) иными способами».

В свою очередь, «поддержка» выражается в «предоставлении лицу денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах».

Адвокат, независимый эксперт при Минюсте Максим Крупский

Новая формулировка носит не просто косметический характер – она радикально меняет сам институт иностранных агентов. Новый законопроект даёт поистине безграничные возможности для признания кого угодно иностранным агентом.

Делая необязательным признак иностранного финансирования, эта инициатива позволяет при желании квалифицировать любые иностранные связи в качестве «оказания воздействия». И на этом основании любой человек может быть признан «иностранным агентом».

«Иностранный источник» в законопроекте определяется максимально широко. Это:

  • иностранные государства;
  • органы публичной власти иностранных государств;
  • международные и иностранные организации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • лица, уполномоченные перечисленными выше лицами;
  • граждане России и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от перечисленных выше источников либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств;
  • российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные лица и лица без гражданства, а также лица, находящиеся под влиянием всех перечисленных выше лиц.

Особое внимание нужно обратить на «деятельность», которая будет поводом для получения статуса «иностранного агента». Проект закона сохраняет уже привычную «политическую деятельность» (определение которой перекочевало в новый закон из ФЗ «О некоммерческих организациях») и «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ» (эта формулировка взята из ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ»). Но теперь законопроект предлагает наделять лицо статусом «иностранного агента» за «распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов, и (или) участие в создании таких сообщений и материалов». «Финансирование» перечисленной деятельности также служит основанием для получения статуса «иностранного агента».

Адвокат, независимый эксперт при Минюсте Максим Крупский

Новый законопроект позволяет квалифицировать буквально любой пост, комментарий или твит в социальной сети, любое видео или иной материал, созданный «под иностранным влиянием», в качестве деятельности, позволяющей признать лицо «иностранным агентом».

– Кто конкретно может быть признан «иноагентом» по новому законопроекту?

– Статус «иностранного агента» может получить:

  • российское или иностранное юридическое лицо, общественное объединение, иное объединение лиц;
  • иностранная структура без образования юридического лица;
  • физическое лицо независимо от гражданства.

Важно заметить, что новый проект не даёт определения понятию «иное объединение лиц». Что правоприменитель будет под ним понимать, покажет практика. Но очевидно, что это понятие вводится ради максимального охвата публичного пространства. Чтобы от статуса «иностранного агента» ни в коем случае не ускользнули, например, независимые медиапроекты. И вообще любые горизонтальные сообщества, не подпадающие под тот или иной формально описанный в законе статус – юридического лица, общественного объединения и т. п.

Но есть и исключения. Статус «иноагента» не грозит:

  • органам публичной власти РФ;
  • лицам, подконтрольным РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям;
  • публично-правовым компаниям;
  • государственным компаниям, государственным корпорациям, а также лицам, подконтрольным им;
  • органам управления государственными внебюджетными фондами;
  • религиозным организациям и политическим партиям.

– А кто такие «лица, подконтрольные» органам власти или госкорпорациям?

– Законопроект не даёт ответа на этот вопрос. Исходя из заявленного смысла инициативы, можно предположить, что речь идёт о лояльных, «благонадёжных» лицах. Как именно будет устанавливаться эта лояльность с формально-юридической точки зрения, покажет практика.

– В соцсетях обсуждалась формулировка «член семьи “иностранного агента”». Действительно ли законодательная инициатива предусматривает и такой вариант?

– Буквально такой формулировки законопроект не содержит.

– Кто будет принимать решение о признании человека и организации «иноагентом»?

– По-прежнему Минюст России.

– Обязанности «иноагентов» не изменились? И что у них теперь с маркировкой?

– «Иностранный агент» по-прежнему будет обязан сообщать о своём статусе. Законопроект, правда, конкретизирует: указывать статус нужно не всегда, а только при осуществлении перечисленных выше видов деятельности. Но при этом невозможно понять, когда ты «осуществляешь деятельность», а когда нет.

Сообщать о статусе «иностранного агента» нужно будет при направлении обращений в органы публичной власти, образовательные организации, а также «иные органы и организации». Также придется уведомить о статусе «учредителей (участников), бенефициаров, работников (сотрудников)» организаций.

Маркировка «материалов, распространяемых и производимых в связи с осуществлением “иноагентской деятельности”», остаётся обязательной. Также нужно будет маркировать информацию, которая касается указанной деятельности и распространяется в СМИ и Интернете. Эта обязанность – при осуществлении описанной выше деятельности – лежит на учредителях, членах, участниках, руководителях юридического лица–«иностранного агента»; лицах, входящих в состав органа такого лица.

Требования к бухгалтерскому учёту, аудиту и отчётности остаются прежними.

– Как проект нового закона ограничивает права «иноагентов» и «аффилированных» с ними лиц?

– Он расширяет список ограничений для «иностранных агентов». Так, ещё одним радикальным изменением стал полный запрет преподавательской, просветительской, воспитательной деятельности в отношении несовершеннолетних. Кроме того, им нельзя производить информационную продукцию для несовершеннолетних.

Физические лица фактически будут лишены возможности занимать государственные должности. Более того, они не смогут участвовать в деятельности органов, образованных при органах публичной власти, быть членами избиркома или комиссии референдума. Им может быть отказано в допуске к гостайне. Общественным объединениям – «иностранным агентам» будет запрещен допуск к выдвижению кандидатур в состав ОНК.

«Иностранным агентам» также запрещается:

  • проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов;
  • участвовать в любых формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума;
  • вносить пожертвования в избирательные фонды;
  • быть организатором публичного мероприятия;
  • финансировать организацию и проведение публичных мероприятий;
  • жертвовать политическим партиям, заключать сделки с ними.

Кроме того, «иностранным агентам» запрещена «деятельность в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд», а также получение государственной финансовой поддержки. Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные «иностранными агентами» (за исключением физических лиц), или в их пользу. «Иностранный агент» не вправе применять упрощённую систему налогообложения, а также упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность. На «иностранных агентов» распространяются ограничения и запреты, предусмотренные ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В проекте при этом содержится важная ремарка – на «аффилированных» лиц не распространяются требования и ограничения, установленные для «иностранных агентов».

– Каким может быть наказание в случае нарушения «иноагентами» положений этого законопроекта?

– Несоблюдение законодательства влечёт за собой административную, уголовную и иную ответственность. Неоднократное непредставление «иностранным агентом» сведений, предусмотренных законом, является основанием для обращения в суд с заявлением о его ликвидации.

– Вы ведь сейчас про организации, не про физических лиц?..

– Да, речь идёт именно о ликвидации юридических лиц, общественных объединений и иных объединений лиц.

Также сохраняется возможность запрета осуществления «иностранными агентами» любой программы (или её части) по решению Минюста России. Невыполнение такого решения также влечет за собой ликвидацию «иностранного агента». Ну и так далее – вплоть до уже существующих норм об ограничении доступа к информационному ресурсу «иностранного агента» в случае нарушения им законодательства об «иностранных агентах».

– Можно ли добиться исключения из реестра? Если да, то как?

– Такое решение принимает Минюст России. Согласно законопроекту, исключение из реестра «осуществляется в связи с прекращением деятельности юридического лица или объединения, со смертью физического лица». Но и сам «иноагент» может попросить об исключении. Для этого ему надо в течение года до момента подачи обращения не получать от иностранных источников денежные средства и иное имущество, а также организационно-методическую, научно-техническую помощь и «помощь в иных формах». Также «агент» минимум год не должен осуществлять перечисленную выше деятельность (политическую и так далее). Для лиц, которые ранее были исключены из реестра, но снова туда попали, этот срок составляет три года.

Есть еще один вариант исключения. Для этого нужно, чтобы «иностранный агент» не позднее чем через три месяца со дня включения в реестр «отказался от получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников и возвратил их иностранному источнику, а также не получал от иностранных источников организационно-методическую, научно-техническую помощь, помощь в иных формах».

Заявление «иноагента» будет проверяться в течение 60 календарных дней – а потом Минюст примет решение. Физические лица, впервые включенные в реестр, имеют право подать заявление в свободной форме «с приложением подтверждения о прекращении обстоятельств, послуживших основанием для их включения в реестр». Решение по такому заявлению принимается не позднее 30 рабочих дней.

– А что с аффилированными лицами?

– Они могут быть исключены из реестра по решению уполномоченного органа – в случае минимум двухлетнего отсутствия признаков, на основании которых они попали в реестр.

– Создаётся впечатление, что теперь «иноагентский» статус может получить буквально каждый человек в стране.

– Это, действительно, радикальное изменение института «иностранных агентов». Оно окончательно превращает его в полноценный механизм по выявлению «неблагонадёжных» и их стигматизации.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.