06.04.2022

Суд поощряет безнаказанность

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Григорий Вайпан
Григорий Вайпан
Юрист

Речь Григория Вайпана на заседании о ликвидации ПЦ «Мемориал»*

Вчера апелляция «засилила» решение о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Таким образом, организация с 30-летней историей официально закрыта государством. Прения практически не освещались СМИ – потому что после начала «спецоперации» в России заблокированы или приостановили работу большинство независимых медиа. Поэтому «Улица» публикует вчерашнюю речь юриста Григория Вайпана. Он напомнил суду, как больше 20 лет назад «Мемориал» расследовал преступления российских войск в Чечне. Государство так никого и не наказало, утверждает юрист, – и теперь эта безнаказанность обернулась новыми преступлениями. Выступление Вайпана публикуется с сокращениями и небольшой литературной редактурой.

У важаемый суд! Рассматриваемое административное дело – это, конечно же, дело не о маркировке. И даже не о законодательстве о некоммерческих организациях, выполняющих функции «иностранного агента». Это дело о том, должна ли продолжить существование одна из старейших правозащитных организаций России, которая почти 30 лет помогала людям. <…>

В материалах дела имеется устав правозащитного центра «Мемориал», где написано, для чего эта организация существует. Она занимается, я цитирую: «…преданием гласности и распространением достоверной информации о существенных нарушениях прав человека и основных свобод, привлечением внимания общественности, государственных и международных структур к такого рода нарушениям». Помимо многих других вещей.

Юрист Григорий Вайпан

Самыми тяжкими, самыми серьёзными, самыми вопиющими нарушениями прав человека занимается и занимался правозащитный центр «Мемориал». И суд в этом административном деле рассматривает вопрос именно о том, должна ли быть продолжена эта деятельность.

<…> Наверное, именно сегодня важность работы правозащитного центра «Мемориал» наиболее наглядно видна на примере работы по защите жертв вооружённых конфликтов. Эти примеры уже приводились – и в возражениях на административный иск, и в апелляционной жалобе. Сейчас я скажу только, что за годы своего существования правозащитный центр «Мемориал» провёл несколько десятков дел, которые касались массового нарушения прав человека в ходе военных, так называемых контртеррористических операций на Северном Кавказе. К сожалению, подавляющее большинство этих нарушений было совершено российским государством, российскими военнослужащими.

Один вопиющий пример, который показывает, что и как делал правозащитный центр «Мемориал», – это разбирательство о резне в селе Новые Алды 5 февраля 2000 года. Правозащитный центр «Мемориал» выпустил доклад под названием «Зачистка», где описаны обстоятельства убийства 46 мирных жителей в пригороде Грозного. Они шокируют любого человека. В докладе описываются расстрелы мирных жителей; описывается, как людей сжигали заживо; описывается, как их грабили. У некоторых людей были разорваны рты, потому что у них изо рта вытаскивали золотые коронки, понимаете?

В докладе правозащитного центра «Мемориал», который пообщался с очевидцами, который исследовал доказательства, приводятся человеческие истории, судьбы этих людей. А в конце этого доклада – история, которая меня больше всего поразила. О том, как российские военнослужащие убили 70-летнюю пожилую женщину.

Вот цитата: «Ахмадова была ранена российским военнослужащим, упала, а потом была добита несмотря на просьбы сохранить ей жизнь. Свидетель видел, как к уже лежащей на спине старушке подошёл солдат и приставил автомат к её груди. Ракат Ахмадова несколько раз отводила его в сторону, повторяя при этом: “Не стреляй, не стреляй”. Выстрелы всё-таки были сделаны». Конец цитаты.

Правозащитный центр «Мемориал» самостоятельно провёл расследование этого особо тяжкого преступления. После этого правозащитный центр «Мемориал» представлял интересы потерпевших и их родственников в Европейском суде по правам человека. В 2007 году постановлением по делу «Мусаев и другие против России» ЕСПЧ установил, что резня в селе Новые Алды была совершена сотрудниками российских вооруженных сил. И присудил компенсацию заявителям.

Юрист Григорий Вайпан

Это дело, как и многие другие дела, показывает: правозащитный центр «Мемориал» делал ту работу, которую должно было делать российское государство.

Это «Мемориал» проводил расследование, которое даже после постановления ЕСПЧ по делу «Мусаев и другие против России» так и не было проведено государством. Это правозащитный центр «Мемориал» добивался и добивается привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в этих преступлениях. До сих пор никто в России не был привлечён к ответственности за преступления, о которых я сейчас рассказывал.

Это правозащитный центр «Мемориал» добивался компенсаций для жертв этих преступлений. Какие-то компенсации российское государство выплатило – но только благодаря тому, что правозащитный центр «Мемориал» провёл это судебное дело и добился постановления ЕСПЧ.

Я напомню, что административный иск прокурора города Москвы подан в интересах неопределённого круга лиц. Нам не показали этих лиц; мы не знаем, кто они, чьи права и свободы нарушаются. Но вспоминая те преступления, о которых я говорил, хочется задать риторический вопрос: а не в интересах ли вот этих жертв, 46 мирных жителей из села Новые Алды подан административный иск прокурора города Москвы?

Операция по ликвидации
Татьяна Глушкова и Леонид Драбкин – о претензиях прокуратуры к «Мемориалу»*

То, что мы наблюдаем – этот процесс, эти юридические усилия со стороны административного истца, – унизительно даже для государства. И для его представителей, для правоохранительных органов, для их должностных лиц. Понимаете, вместо того чтобы реально бороться с преступлениями; вместо того чтобы защищать потерпевших; вместо того чтобы восстанавливать справедливость, представители нашего государства занимаются тем, что ищут какие-то ярлычки в Твиттере. Где они поставлены, как они поставлены – и на всех ли страницах они поставлены. Это просто унизительно. Это просто недостойно.

Борьба с организацией, которая расследует тяжкие нарушения прав человека, вместо того, чтобы бороться с этими нарушениями, неизбежно ведёт к повторению этих нарушений. К сожалению, мы все сейчас являемся тому свидетелями.

Суд, который ликвидирует такую организацию, поощряет безнаказанность. Безнаказанность влечёт повторение трагедий – трагедий для нашей страны, трагедий для других стран, трагедий для всего мира. Для нас, для вас, для всех… Для всех. Спасибо.

* Правозащитный центр «Мемориал» внесён в реестр «иноагентов» и ликвидирован.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.