Саркис Дарбинян – о влиянии новых запретов на IT-сектор
«Государство пилит сук, на котором сидит»
В начале августа президент Владимир Путин запретил иностранным неправительственным организациям (НПО) работать в России без включения в специальный реестр. И утвердил уголовную ответственность для россиян, сотрудничающих с НПО не из этого реестра. Очевидно, что обществу пока только предстоит осознать последствия столь масштабного запрета. Поэтому «Улица» попросила киберадвоката, управляющего партнёра юридической фирмы DRC Саркиса Дарбиняна оценить, как новый закон повлияет на российский IT-сектор – и на волонтёров, которые работают с «Википедией».
В 1996 году был принят федеральный закон «Об НКО» – и с тех пор в России действовал уведомительный порядок для работы зарубежных НПО. Одни организации сообщали Минюсту о своей работе. Другие – например, проводившие разовые акции или исследования, – не обращались к чиновникам. И никому до этого не было никакого дела – просто они считались либо международными организациями, либо организациями, работающими под другой юрисдикцией. Не было, разумеется, и никаких санкций для российских граждан или компаний, участвующих в деятельности таких НПО.
Теперь работа зарубежных НПО в России переходит с уведомительного на разрешительный порядок. И желание НПО зарегистрироваться в госреестре ещё не означает, что Минюст это позволит: ведомство может тянуть с решением месяцами – или просто найдёт формальные основания для отказа. А без регистрации в реестре деятельность НПО будет считаться незаконной – как и «участие» в ней людей или компаний.
В июне «Улица» подробно рассказывала о новом запрете – и об ответственности для граждан и юрлиц. Так, за первое нарушение установлен административный штраф: для граждан – до пяти тысяч рублей, для юрлиц – до 100 тысяч. Если нарушение совершено иностранцем или лицом без гражданства, то штраф будет варьироваться от 30 до 50 тысяч рублей (с перспективой выдворения из РФ). Если человека привлекли к административной ответственности дважды за год, то третье нарушение может привести к уголовному делу с наказанием до двух лет лишения свободы. А если человек хотя бы раз до нарушения был осуждён по уголовному делу о «нежелательных» организациях, ему также будет грозить срок до двух лет. Если же лицо не просто «участвует», а «организует» деятельность такой НПО, то его может ждать наказание до трёх лет лишения свободы.
Что именно подразумевается под «участием», сказать сложно – сейчас просто нет правоприменительной практики. Вполне допускаю, что «участием» могут счесть распространение материалов организации или пожертвования ей. Если провести аналогию и посмотреть на применение законодательства о «нежелательных организациях», мы увидим, что правоприменитель обычно трактует эту норму достаточно широко. Например, в законе о «нежелательных организациях» понятие «участия» тоже не раскрыто – а практики как таковой на уровне Верховного Суда ещё не сложилось. Были случаи, когда человека привлекали к уголовной ответственности лишь за то, что СМИ или организаторы мероприятий представляли человека как участника или куратора нежелательных организаций. Вот почему уже сейчас стоит бить в набат. Если опасения о максимально широких границах «участия» верны, то эти новые запреты грозят штрафами или уголовными сроками огромному количеству граждан.
Особенно болезненно поправки восприняли в IT-отрасли. Я наблюдаю за реакцией Habr-сообщества – главной российской платформы и дискуссионной площадки для разработчиков – и там все невероятно возмущены. Дело в том, что огромное количество айтишников и программистов контрибьютят – то есть добавляют полезный контент в репозитории (общие хранилища) различных НПО. Можно назвать Apache Software Foundation, Linux Foundation, MySQL, OpenOffice, Google Code, Mozilla Foundation, The GNU Project и многие другие. Все эти инициативы изначально некоммерческие и подразумевают безвозмездную работу программистов над opensource решениями. Новые поправки ставят под вопрос участие российских айтишников в таких проектах.
Причём в этом случае государство пилит сук, на котором сидит. Ведь в условиях ухода IT-гигантов из России и прекращения лицензий на их продукты все надежды были связаны с созданием заменяющей инфраструктуры. Но эта инфраструктура, как правило, базируется на opensource-решениях – которые в случае с Россией не могут быть доработаны без участия российских программистов. В основном это продукты американских некоммерческих фондов, которым явно нет нужды регистрироваться в реестре Минюста и вряд ли они будут это делать сейчас при текущих политических обстоятельствах.
Управляющий партнёр юридической фирмы DRC Саркис ДарбинянИ теперь встаёт вопрос – как Россия будет импортозамещаться, если она отрезает собственных разработчиков от крупных проектов, обеспечивающих ту самую замену ушедших компаний и их IT продуктов?
Давайте ещё отдельно выделим контрибьюторов «Википедии» – волонтёров, которые помогают создавать главную онлайн-энциклопедию. Они дописывают и дополняют материалы на платформе «Википедия» – которая, если кто-то не знает, принадлежит не зарегистрированной в РФ общественной организации, находящейся в США. Российские википедисты – огромное сообщество. Тысячи, может быть, даже десятки тысяч людей по всей стране. И теперь все они тоже могут попасть в жернова уголовного преследования.
Конечно, прямо сейчас им вряд ли грозят прямые риски. Репрессивная машина пока не готова взять на себя такие объёмы работы – и я не думаю, что на это сейчас есть политическая воля. Не так просто доказать «участие» в деятельности зарубежной НПО, если это программист, бесплатно дорабатывающий код. Но систематическое и публичное сотрудничество, конечно, создаёт и увеличивает такие риски. А значит, для айтишников всё происходящее – дополнительный стимул уезжать из страны.
Поэтому призывы «давайте поддержим IT-отрасль и российских программистов» совсем не соответствуют той законодательной политике, которую сейчас проводят российские власти. Ведь такой правовой ландшафт создаёт ещё больше причин для оттока профессионалов из страны.
Добавлю – если законодательство и дальше будет так «развиваться», то всё острее будет стоять вопрос о квалифицированных киберюристах. Обсуждаемые сегодня поправки не связаны с цифровизацией – здесь идёт речь о достаточно традиционной сфере защиты по административным и уголовным делам. Но мы видим, что скоро появится потребность в подготовке специалистов по цифровому праву, которые смогли бы грамотно представлять айтишников в случае возникновения претензий со стороны государства. И в том числе грамотно объяснять, является ли то или иное действие «участием» в работе зарубежной НПО.