12.01.2022

Главная причина остаться в профессии

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Антон Ревякин
Антон Ревякин
Адвокат, преподаватель НИУ ВШЭ (СПб)

Преподаватель права комментирует уход его студента из юриспруденции

Процесс
Синдром адвокатского выгорания

«Улица» продолжает получать отклики на колонку Константина Барабанова – молодого юриста, который разочаровался в праве и профессии. Среди прочих, его решение прокомментировал адвокат Антон Ревякин – преподаватель «Вышки», который несколько лет назад учил Константина в другом вузе. Он согласен с частью аргументов своего бывшего студента, но приходит к противоположному выводу. Проблемы российского права – повод не уйти из профессии, а остаться в ней. И попытаться изменить ситуацию в лучшую сторону.

Н е помню, учил ли я Константина Барабанова на юрфаке СПбГУ, но судя по возрасту и общим друзьям в соцсетях – вполне возможно (мы уточнили, это действительно так – «АУ»). Получается, что мой отклик на «крик души» Константина – отзыв преподавателя своему студенту.

Помните, как было у Конан Дойла: доктор Ватсон делает вроде бы правильные выводы из верных предпосылок… но итог всё равно неверный. Так и здесь – автору колонки в конце своих рассуждений надо бы поставить знак плюс – а он ставит минус. Попробуем разобраться, почему так вышло.

Российское право действительно падает в глубокое пике. С этим никто не спорит. Упадок идей добра и справедливости в правоприменении налицо. В суды ходить даже не страшно, а смешно – потому что судебные решения подчас вызывают гомерический смех. Когда вещь уничтожена и в натуре не сохранилась, а суд всё равно применяет статью 222 ГК, то это сюрреализм. И остаётся смеяться, чтобы не зарыдать.

Но вместо крика «Брошу всё, уйду в монастырь!» надо пытаться изменить реальность. Мой учитель, профессор А. В. Поляков, говорил на семинарах так: «Право – это сфера должного, а не сфера сущего». Да, пропасть между сущим и должным постоянно увеличивается. Ведь нигде в Уголовно-исполнительном кодексе не написано, что исправление осуждённого достигается пыткой, – а именно так и происходит в этой стране. Поэтому приходится студентам объяснять, что вообще-то должно быть иначе. Но это – повод остаться в профессии, а не уходить из неё.

В. А. Мусин говорил нам на лекциях, что юристу, на самом деле, очень не повезло. Он очень похож на врача. Только врач видит человека в его слабости, а юрист встречает клиента при проявлении подлости. Как адвокату мне остаётся лишь подписаться под этими словами.

Адвокат Антон Ревякин

Решать человеческие проблемы – удовольствие сомнительное. Работа нервная, подчас неблагодарная. Ведь выигрывает дело клиент (ну, он так думает), а проигрывает – всегда адвокат.

И это жестоко – но верно по сути. Клиент приходит к вам, потому что считает себя правым. А неправым его делает суд – с вашим участием.

Но опять же, юриспруденция тем и прекрасна, что многогранна. Не хотите ненормированного рабочего дня, проблем и недовольных клиентов, стрессов и выговоров от начальства? Идите работать в нотариусы. Это бесспорное правосудие. Нет конфликта, нет и проблемы. Скажете, нереально? В столицах – может быть. А в провинции места найдутся.

Не хотите в Салехард нотариусом? Есть выход – можно быть юрисконсультом на любой фабрике «Рога и копыта». Рабочий день с 9 до 17, да ещё и с перерывом на обед. Зарплата будет небольшая, но в любом случае больше стипендии в десять раз.

Я всегда говорил своим студентам, что в вузе они – как у Христа за пазухой. Тепло, светло и мухи не кусают. А вот при выходе «в поля» на них наорут судьи и следователи, их унизит начальство, а клиент напишет пакостный отзыв. По-другому бывает редко. Что с этим делать? Ответ парадоксален. Ничего. С этим ничего не сделаешь.

По вопросу оплаты труда я вообще не могу согласиться с коллегой.

Адвокат Антон Ревякин

Почему неловко и даже в чём-то смешно слушать жалобы на низкую зарплату выпускницы педучилища? Потому что в этой стране учителям, по общему правилу, платят мало. И это всем известно заранее.

Глупо рассчитывать на зарплату Сечина, поступая на учителя физкультуры. То есть у нас, конечно, не все филологи зарабатывают, как Сечин – но отдельные талантливые, как видим, пробиваются. А уж в юриспруденции с оплатой всё хорошо. Лично вам мало? Такое может быть. Но рынок предлагает огромное количество альтернатив.

Соглашаясь на преподавание, автор этих строк понимал, что не будет получать в вузе столько же, сколько управляющий партнёр ЕПАМа. И здесь перед нами встаёт вопрос приоритетов.

Не рынок плох, Константин. Плох ваш выбор применительно к вашим ожиданиям. А как говаривал незабвенный Андрей Аршавин, «ваши ожидания [от игры сборной по футболу] – это ваши проблемы». Это жестоко. Зато верно.

Юриспруденция не оправдала ваших ожиданий. Но это как футбол. Глупо ожидать от сборной России победы в Чемпионате мира. Болейте за Францию – не пожалеете. Не получается? Придётся привыкнуть к поражениям. Но это не футбол ужасен, а сборная России.

Адвокат Антон Ревякин

Впрочем, для юриспруденции есть и хорошая новость. В отличие от сборной России по футболу, у российского правоведения всё-таки остается шанс на улучшение ситуации.

Но для этого надо остаться в профессии и пытаться сделать действительность лучше. Ведь правовая система создаётся её участниками. А значит, худшее, что можно сделать – завязать с профессией, признав поражение. Нет, надо оставаться в ней – и верить в успех нашего безнадежного дела.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.