«Ты либо адвокат, либо гражданин»
Адвоката осудили за участие в митинге, куда он пришёл защищать доверителя
Адвокату из Екатеринбурга Роману Качанову назначили 30 часов обязательных работ за участие в несогласованном митинге. Он признаёт, что находился на мероприятии, но не считает себя участником протестов: Качанов заявляет, что фиксировал происходящее для защиты доверителя. Его коллеги не смогли прийти к единому мнению о допустимости присутствия адвокатов на митингах.
Мы вышли на площадь и придём ещё
Роман Качанов рассказал «Улице», что 31 января присутствовал на акции в поддержку оппозиционера Алексея Навального. Более того, посещал митинги ранее – и планирует снова приходить на них, даже если они не согласованы с властями. «Я защищаю людей на этих митингах, – объяснил Качанов. – Я хожу туда, чтобы снимать видео, делать фотографии, записывать аудио, чтобы потом представлять это в качестве доказательств, если будет необходимость. Естественно, никаких признаков “участия” в этом нет».
Акция 31 января закончилась для адвоката спокойно: он не был задержан, более того, посетил несколько отделов полиции и оказал юридическую помощь своим доверителям. Но через два месяца Качанова решили привлечь к административной ответственности – после того, как он сам сообщил полицейским о присутствии на митинге. «Я защищал нескольких [задержанных на акции] человек в суде. Выступал начальник отдела по исполнению административного законодательства УМВД по Екатеринбургу Антон Трошин, и я задавал ему вопросы по его рапорту. В какой-то момент я сказал: “Антон Сергеевич, я же сам там находился и всё это видел”, – рассказал адвокат “Улице”. – Я говорил о конкретных фактах. Но, видимо, им это не понравилось, и они решили меня протоколировать».
По версии Качанова, полицейские стали искать видеозаписи с акции, где мог бы быть зафиксирован адвокат. Это было несложно, учитывая, что 31 января Качанов сам вёл прямой эфир и выкладывал на своей странице в Facebook* видеозаписи с митинга. 25 марта адвокату вручили повестку в полицию – прямо в здании Свердловского областного суда, где Качанов намеревался участвовать в очередном заседании. «Каким образом сотрудник полиции об этом узнал? – недоумевает адвокат. – Может, телефоны прослушиваются, а может, писанина наша просматривается. Не исключаю, что и судья мог сообщить: “Качанов здесь – идите вручайте повестку”».
На том же месте, в тот же час
Допрос Качанова состоялся 30 марта. Адвокат принёс письменное объяснение (есть в распоряжении «Улицы») о том, что на акции 31 января он присутствовал в качестве защитника: «Со мной было удостоверение адвоката, ордер, бумага и юридическая литература. Во время нахождения в месте проведения акции у меня в руках плакатов и других средств наглядной агитации не было, лозунгов я не выкрикивал».
Адвокат Роман КачановЦелью моего нахождения в месте проведения акции являлось исполнение адвокатского долга, то есть выполнение профессиональных обязанностей адвоката. Само по себе нахождение в месте проведения любого мероприятия не является участием в нём.
Защитник указал, что рядом с ним кроме протестующих находились журналисты, государственные и муниципальные служащие, а также «обычные прохожие, волей случая оказавшиеся в месте проведения акции». Тем не менее полиция посчитала, что Качанов нарушил «митинговую» ч. 5 ст. 20.2 КоАП.
Ленинский районный суд Екатеринбурга рассмотрел дело 27 апреля. В полицейском рапорте говорилось, что Роман Качанов принимал участие в несогласованном шествии. При этом адвокат «вёл видеосъёмку на мобильный телефон, комментировал происходящее, <...> на требования сотрудников полиции о необходимости прекращения публичного мероприятия не реагировал». Качанов заявил суду, что на акции «присутствовал как адвокат – с целью оказанию юридической помощи своим клиентам на основании заключённых соглашений об оказании юридической помощи». Он слышал требования «разойтись», но не реагировал на них, поскольку «полагал, что к нему требования отношения не имели, так как он не являлся участником публичного мероприятия». Тем не менее суд назначил ему наказание в виде 30 часов обязательных работ. Роман Качанов планирует обжаловать решение – и готов дойти до ЕСПЧ.
«Устно мне выразили поддержку»
Адвокат обратился в АП Свердловской области задолго до судебного заседания – ещё 25 марта. По словам Качанова, это оказался день заседания совета палаты, поэтому его обращение тогда не рассмотрели. «Я попросил некую экстренную реакцию, но её не последовало. Устно мне они выразили поддержку, но это к делу не пришьёшь», – говорит адвокат.
В беседе с «Улицей» вице-президент АП Свердловской области Андрей Митин рассказал, что не знает о судьбе обращения Качанова. Но пока что Митин не понимает, какую поддержку совет палаты мог бы оказать адвокату. «Он ведь обратился к нам в информационном плане – сообщить, что в таком положении могут оказаться и другие адвокаты, – говорит вице-президент палаты. – А какая может быть помощь? Он же сам адвокат. Обжаловать – пожалуйста, сам действует. Обращать внимание – мы поддержим. [Но] мы же не можем выступать как коллективный защитник отдельного адвоката в конкретном деле».
Тем не менее Андрей Митин признаётся, что ему непонятно, в каком статусе Качанов находился на митинге: «Адвокат не может со своими доверителями ходить на акции, которые запрещены. Ты себя как идентифицируешь на этом сборе людей? Пресса – написано, милиция – в форме, а ты? Вы представляете, пойдёт [на акцию протеста] 10, или 20, или 30 адвокатов с такими документами. Они кем будут? Они будут участниками митинга! Моё отношение – и, я думаю, совета – будет именно такое».
С ним заочно соглашается член КЗПА палаты Краснодарского края Алексей Иванов. По его мнению, не может быть и речи о том, чтобы адвокат пошёл на митинг и «на всякий случай прихватил ордера». «Если человек участвует в какой-то политической акции протеста и берёт с собой удостоверение, то явно это делается, чтобы прикрыться статусом адвоката. А это свидетельствует о злоупотреблении, – категоричен Иванов. – Либо он направляется туда в поисках потенциального клиента, с которым соглашение не заключено. Тогда это делается явно вразрез с Кодексом профессиональной этики адвоката, ведь речь идёт о навязывании услуг. Адвокат должен другими способами привлекать клиентов, соблюдая достоинство».
Член КЗПА палаты Краснодарского края Алексей ИвановВ данном случае, мне кажется, такие вещи идут во вред всему адвокатскому сообществу. Ты либо адвокат, либо гражданин, участвующий в митинге. Надо определиться.
Председатель КЗПА АП Ленинградской области Евгений Тонков считает, что адвокат вполне может оставаться адвокатом и на митинге – в случае, если у него есть соглашение с конкретным доверителем. «В Петербурге проработана ситуация, когда адвокат присутствует в месте, где, по мнению силовиков, происходит митинг. Он заранее соглашение оформляет, выписывает ордер о консультировании и вот на таких условиях осуществляет правовую помощь по защите интересов доверителя. – рассказывает Тонков о таком виде адвокатского иммунитета. – У нас таким образом несколько производств [в отношении адвокатов, задержанных на митинге] были прекращены». Но если адвокат «пошёл продемонстрировать свою солидарность с какими-то идеями и его задержали, то здесь нет никаких ущемлений его адвокатских прав», предупреждает Тонков.
При этом он не согласен с Алексеем Ивановым в вопросе о «поисках клиентов» на митинге. «Я не вижу ничего плохого в поиске потенциальных клиентов – это часть работы. Если адвокаты выходят с пачкой ордеров туда, где может потребоваться их помощь, это тоже нормальное объяснение, – говорит Евгений Тонков. – Я считаю, что это оправдывающая адвоката ситуация, потому что он в данном случае “не в митинге”. Он рассматривает себя как защитника, который может помочь». Тем не менее Тонков согласен, что этот вопрос надо прописать чётче.
* Принадлежит Meta – признана экстремистской организацией и запрещена.