21.06.2022

Попасть в СИЗО, только «если повезёт»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Попасть в СИЗО, только «если повезёт» Попасть в СИЗО, только «если повезёт»

Адвокат судится с изолятором из-за графика свиданий

Иллюстрация: Ольга Аверинова

Иркутский адвокат Кристина Соболева не смогла встретиться с доверителем в СИЗО. Защитница приехала в изолятор заранее, но простояла в очереди полтора часа – и ещё некоторое время оформляла документы. После этого сотрудники отказали ей в свидании. Соболева обратились в суд – где представитель изолятора признал, что после 16:00 в СИЗО можно попасть «если повезёт».

16 февраля 2022 года Кристина Соболева приехала в СИЗО-1 Иркутска к доверителю (она попросила «Улицу» не разглашать подробности его дела). Она ждала с 14:00 до 15:45, затем зашла внутрь, предъявила ордер и удостоверение, написала требование о выводе подзащитного. Все эти процедуры заняли ещё какое-то время, поэтому на втором КПП Соболева оказалась уже около 16:00. Но инспектор отказался принять у неё требование, заявив, что после 16:00 подсудимых и обвиняемых уже не выводят.

Соболева пошла к заместителю начальника СИЗО. «Он не принял у меня требование и сказал: “Мы разберёмся”, – вспоминает адвокат. – В канцелярии требование тоже не приняли. Тогда я отсканировала его и бросила [бумажный оригинал] в ящик для обращений – чтобы оно хоть как-то туда им попало».

Адвокат посчитала действия сотрудников изолятора незаконными и обратилась с иском (есть у «АУ») в Куйбышевский районный суд Иркутска. Ответчиками она указала СИЗО-1 и начальника изолятора Сергея Шведкова. По мнению Соболевой, отказ предоставить свидание нарушил её профессиональные права и право подзащитного на юридическую помощь, гарантированное ст. 48 Конституции. Защитница сослалась на решение ВС от 2 ноября 2011 года о том, что правила внутреннего распорядка не могут ограничивать число и продолжительность свиданий адвоката с доверителем. В иске Соболева попросила признать бездействие сотрудников СИЗО незаконным и предоставить ей свидание с доверителем. Также она потребовала обязать начальника СИЗО обеспечить адвокатам возможность посещения подзащитных ежедневно с 6:00 до 22:00. «Верховный Суд сказал, что конституционное право на квалифицированную юридическую помощь не может ограничиваться ведомственными актами, – говорит Соболева. – Мы не ограничены ни режимом работы, ни трудовым распорядком дня – потому что подзащитный должен получать помощь своевременно».

Представители СИЗО попросили отказать в иске. В письменных возражениях (есть у «АУ») они заявили, что в изоляторе всего 20 следственных кабинетов – а 16 февраля их и так посетили 26 адвокатов. Авторы возражений ссылаются на приказ Минюста №189 от 14 октября 2005 года. Этот документ запрещает выводить подозреваемых и обвиняемых во время сдачи-приёма дежурства сотрудниками; во время завтрака, обеда и ужина; а также в ночное время с 22.00 до 06.00. При этом в СИЗО-1 действует распорядок дня, согласно которому участие в следственных действиях и судебных заседаниях возможно с 9:00 до 12:00 и с 13:00 до 18:00. Для сотрудников СИЗО установлен режим работы с 8:00 до 17:00 (мужчины) и с 8:00 до 16:12 (женщины). Авторы возражений делают вывод, что требование предоставлять свидания с 06:00 до 22:00 нарушит и трудовые права сотрудников, и права содержащихся под стражей людей.

Наконец, представители СИЗО сообщили, что подзащитный Соболевой не жаловался на недопуск адвоката. И заметили, что она приехала в изолятор «за 27 минут до окончания рабочего времени сотрудников СИЗО-1». Сама Соболева отрицает это – она заявила «Улице», что приехала к 14:00 и прождала больше полутора часов в очереди.

Первое заседание суда прошло 16 июня. Кристина Соболева не вела запись; по её словам, представитель СИЗО предположила: адвокат могла сама не передать требование о выводе подзащитного. Соболева возразила, что в картотеке всё должно быть записано. Более того, она приложила к иску копию требования, на которой можно увидеть штампы изолятора.

В ходе заседания представитель СИЗО подтвердила, что после 16:00 подзащитного могут вывести, только «если повезёт» – из-за режима работы и нехватки сотрудников, рассказала защитница. «То есть она этого и не отрицает, – возмущается Соболева в беседе с “Улицей”. – Но тогда непонятно, [почему у них] позиция, что я могла не дать это требование». Следующее заседание в Куйбышевском районном суде назначено на 14 июля. Адвокат сообщила «Улице», что намерена уточнить исковые требования: «Скорее всего, я откажусь от просьбы обеспечить возможность посещения подзащитных с 6:00 до 22:00, поскольку практика по этому пути не идёт».

Ранее Кристина Соболева уже жаловалась на недопуск в СИЗО-6. «Улица» рассказывала об этой истории: тогда от неё требовали получать от начальника изолятора разрешение на встречу с подзащитным – а ещё выписывать новый ордер при каждом посещении. В марте 2021 года Соболева обратилась в прокуратуру. Ведомство согласилось, что требовать разрешения на свидания у начальника СИЗО незаконно, – и вынесло представление об устранении нарушений. Адвокат отмечает, что недавно в иркутской колонии №6 от неё снова потребовали разрешение.

Соболева утверждает, что обращалась к представителю АП Иркутской области – но он ей сказал, что может лишь предоставить юридическую рекомендацию или помочь советом. «Улица» направила в палату запрос, но пока не получила ответа.

Обновление: добавлена информациях о планах Соболевой уточнить исковые требования.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.