12.06.2020

Адвокат Валех Аббасов отсудил статус

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Адвокат Валех Аббасов отсудил статус Адвокат Валех Аббасов отсудил статус

Суд вернул профессию критику башкирской палаты

Иллюстрация: Вера Демьянова

В конце мая Кировский районный суд принял решение в пользу башкирского адвоката Валеха Аббасова. Осенью прошлого года региональная палата возбудила на него четыре «дисциплинарки», одна из которых закончилась прекращением статуса. Но суд не согласился с этим решением, указав на процессуальные нарушения, допущенные квалификационной комиссией. «Улица» вспомнила, за что Валеха Аббасова лишали статуса – и изучила аргументы сторон в суде

В начале ноября 2019 года в отношении адвоката Валеха Аббасова было возбуждено сразу четыре дисциплинарных производства. Две жалобы на защитника были поданы бывшими доверителями, ещё одно производство было возбуждено из-за организационных недочётов в возглавляемой адвокатом коллегии. Наконец, адвоката обвинили в попытке срыва внеочередной конференции башкирской палаты – якобы он оскорблял коллег и спровоцировал потасовку.

Решаем вопросы

Первое дисциплинарное производство было основано на заявлении доверителя, который утверждал, что адвокат дважды взял деньги за «положительное решение» его дел. Клиент рассказал, что защитник «заверил о наличии больших связей в Москве, убеждал о возможности разрешения любых вопросов, поскольку у него свои люди в ВС России, Прокуратуре, МВД, ФСБ, <...> ссылался на приближенность к главе Республики Башкортостан». Если верить документам, доверитель направил заявление о расторжении соглашения ещё в сентябре 2016 года, но пожаловался палате на защитника только спустя три года.

Вторая «дисциплинарка» опиралась на слова доверительницы, которая заключила с Аббасовым договор в 2014 году для подачи и ведения жалобы в ВС. Адвокат должен был представлять интересы её сына, осуждённого на 17 лет за убийство, кражу и похищение документов. Оплата в 500 тысяч рублей была внесена в кассу адвокатского образования. Но в 2019 году доверительница подала иск с целью расторжения договора с защитником и возврата денег. Одновременно доверительница направила жалобу на Аббасова в палату. Она заявила, что Валех Аббасов попросил у неё миллион долларов. Эти деньги будто бы предназначались генералу ФСБ за «решение вопроса» с сыном. Также, по её словам, Аббасов якобы утверждал, что может помочь со сдачей адвокатского экзамена жене правозащитника Александра Брода — а тот, будучи «приближённым к президенту России», должен был поспособствовать решению вопроса. «Также назывались фамилии Володина, Федотова, Москальковой», – приводится версия доверительницы в документах палаты. В палате отказались рассматривать жалобу доверительницы до решения суда. В июле 2019 года иск был частично удовлетворён – соглашение расторгли, однако суд посчитал, что адвокат выполнял свою работу надлежащим образом.

Сам Валех Аббасов отказался лично давать комментарии «Улице» для этого материала – и перенаправил корреспондента к своему адвокату Андрею Рагулину. Тот утверждает, что жалобы доверителей не были подкреплены ни одним доказательством. В любом случае, 25 ноября оба дисциплинарных производства по жалобам доверителей были прекращены квалификационной комиссией из-за истёкших сроков давности.

Третье производство касалось «ненадлежащего оформления вывесок в адвокатских образованиях». В частности, специальная комиссия палаты обнаружила, что на здании одного из офисов отсутствует табличка «с указанием режима работы и времени приёма граждан». В ответ адвокат заявил, что проверяющие просто не заметили нужную вывеску, расположенную на другом фасаде здания. Ещё одно нарушение – отсутствие в помещении схемы эвакуации при пожаре. На это представители коллеги ответили, что такая схема должна быть установлена «лишь на объекте с рабочими местами для 10 и более человек» – а в этом офисе лишь семь рабочих столов. Кроме того, комиссия посчитала, что Аббасов должен был уведомить палату о закрытии некоторых филиалов коллегии. Тот ответил, что филиалы лишь временно приостановили работу. В итоге дисциплинарное разбирательство было прекращено из-за малозначительности.

Не так сели

«Это тактика была такая – побольше навозбуждать, чтобы была гарантия прекратить статус хотя бы за что-то», – уверен Андрей Рагулин. В четвёртом случае квалификационная комиссия согласилась с фактом нарушения – из-за происшествия на Внеочередной конференции палаты 24 июня 2019 года. Напомним, что конференция прошла после того, как СКР возбудил уголовное дело по факту хищения у членов АП Башкирии более 3,7 миллиона рублей, подозреваемыми тогда назвали «неустановленных руководителей организации». На конференции был поставлен вопрос о доверии руководству палаты – и большинство участников проголосовали положительно. Одним из «несогласных» был Валех Аббасов – после конференции на его поведение были поданы несколько жалоб, под которыми подписались в общей сложности 61 адвокат.

Андрей Рагулин утверждает, что почти все они входили в коллегию тогдашнего руководителя палаты Булата Юмадилова. По его словам, ещё до конференции Аббасов «дал показания, противоречащие показаниям Юмадилова по уголовному делу о хищении». Рагулин уверен, что руководство палаты знало об этом и решило отомстить.

«В действительности подписанты обращений вряд ли оскорбились поведением Аббасова, – считает он. – Ведь если бы это было действительно так, они бы обратились самостоятельно и сами написали бы о своих чувствах и переживаниях. Или объединились в мелкие группы, в разное время, будучи в разных районах РБ». Андрей Рагулин подчеркнул, что почти все жалобы были написаны с одинаковыми стилистическими и грамматическими ошибками.

В этих жалобах утверждалось, что Валех Аббасов «нарушил порядок в президиуме конференции, убирая поставленные для приглашённых гостей таблички с именами, а также предпринимал действия, которыми была нарушена работа аудио-видеоаппаратуры». Кроме того, он «грубо высказывался в адрес других адвокатов и работников палаты, повышая при этом голос». После этого адвокат якобы «допускал громкие выкрики с места, грубо перебивал выступающих, в том числе и лиц старше его по возрасту». В результате этих действий на конференции произошла потасовка, утверждают авторы обращений.

Из описания жалоб в заключении Квалификационной комиссии

Адвокат Аббасов создал конфликтную ситуацию, пытаясь завладеть микрофоном, вырывал его из рук председательствующей Давлетшиной, призывая при этом других адвокатов к срыву работы конференции, что послужило причиной потасовок на сцене зала, которые впоследствии бурно обсуждались в СМИ. Это способствовало представлению работы адвокатуры РБ в негативном свете.

Андрей Рагулин назвал эти обвинения «вымыслом». «Потасовка была, но Аббасов к ней никакого отношения не имеет, – уверен он. – Она возникла, потому что сотрудники АП РБ начали физически выталкивать адвокатов, пытавшихся выйти на сцену для выступления».

В палате с ним не согласны. «Все понимают, что [на конференции] не было необходимости вести себя таким образом. Ведь все желающие беспрепятственно выступили с трибуны согласно поданным заявкам в рамках регламента, – прокомментировала ситуацию «Улице» пресс-служба палаты. – Поэтому поведение Аббасова вызвало волну возмущений со стороны адвокатов республики и стало причиной многочисленных обращений в АП РБ».

«Физическое завладение трибуной»

На заседании квалифкомиссии Валех Аббасов признал лишь перестановку табличек с фамилиями членов президиума. Он пояснил, что к тому времени за президиум конференции никто из адвокатов не голосовал – а значит, таблички были расставлены незаконно. Остальные факты Аббасов и его представители назвали надуманными, а интерпретацию поведения адвоката на конференции – субъективной.

«Инкриминируемые факты и их оценку сам Аббасов отрицает, не считает, что пытался сорвать конференцию, наоборот, пытался способствовать всестороннему рассмотрению поставленного в повестку дня вопроса, – говорится в объяснительной адвоката. – Не считает, что нарушил регламент и проявлял к кому-то неуважение, наоборот, вёл себя корректно и вежливо, призывал прекратить нарушать права адвокатов – делегатов конференции, которым не дали слово».

Однако комиссия решила, что Валех Аббасов помешал проведению конференции, совершив «физическое завладение трибуной и микрофоном» и «выкрикивая и агитируя за срыв работы». В его действиях усмотрели нарушение п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре (адвокат обязан соблюдать КПЭА и исполнять решения палаты); п. 1 ст. 4 (должен сохранять честь и достоинство, присущие профессии), п. 1 и пп. 1 п. 2 ст. 15 (строить отношения с коллегами на взаимном уважении; не употреблять выражений, умаляющих честь, достоинство, деловую репутацию коллег и адвокатуры), п. 1 ст. 17 КПЭА (информация об адвокате не должна содержать оценочных характеристик).

23 декабря 2019 года Совет АП РБ принял решение о прекращении статуса Валеха Аббасова, полностью согласившись с выводами комиссии. Причём кроме серьёзности проступка Совет решил учесть наличие других, уже закрытых дисциплинарных производств в отношении адвоката. Андрей Рагулин повторяет, что считает лишение статуса «местью» за дачу показаний. В самой палате РБ эту версию отвергают. «Именно неэтичное поведение Аббасова стало причиной возбуждения дисциплинарного производства», – заявили «Улице» в палате.

Пресс-служба адвокатской палаты РБ

Обвинения Аббасова и Рагулина не более чем умышленная попытка оправдаться перед общественностью за то безобразие, которое было устроено на конференции АП РБ 24 июня 2019 года.

В палате напомнили, что Булат Юмадилов даже подал иск о защите чести из-за некоторых высказываний Валеха Аббасова. «Способность Аббасова выдавать за истину факты, не соответствующие действительности, уже нашла своё подтверждение во вступившем в законную силу судебном решении (от 13 марта 2020 года – «АУ»), признавшем распространённые Аббасовым сведения не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Булата Юмадилова», – рассказали в палате.

Андрей Рагулин в разговоре с «Улицей» пояснил,  что рассмотрение этого иска «прошло заочно, без уведомления Аббасова». А также не исключил личную заинтересованность судьи в этом деле, потому что «есть информация, что она является родственницей члена Квалификационной комиссии АП РБ». Он добавил, что сейчас Аббасов оспаривает это решение. 

Суд восстановил статус-кво

13 января Валех Аббасов обратился в Кировский районный суд Уфы с иском о восстановлении статуса и признании незаконными решений квалификационной комиссии и совета АП РБ. Он пожаловался суду на несоразмерность наказания; указал, что не совершал большую часть инкриминируемых действий и сообщил о многочисленных процессуальных нарушениях при рассмотрении дисциплинарного производства. «Не дали ознакомиться с актами палаты, регламентирующими порядок производства и рассмотрения дел в Квалифкомиссии. Неоднократно перебивали. Немотивированно отказывали в удовлетворении отводов и ходатайств», – перечислил «Улице» некоторые нарушения Андрей Рагулин. По его словам, ни комиссия, ни совет не исследовали доказательства, на которые опирались при вынесении решения – в частности, видеозаписи конференции. Наконец, истцы настаивали на том, что Аббасов не нарушал регламента конференции «ввиду ничтожности самого регламента» – вопрос о его принятии не ставился, на сайте палаты его тоже не было.

Представители палаты настаивали в суде на том, что комиссия и совет АП РБ полностью соблюдали процедуру дисциплинарного производства. Они пояснили, что члены комиссии ознакомились с видеороликами конференции еще до заседания. Относительно ничтожности регламента представители палаты пояснили, что этот вопрос «суд не может сейчас обсуждать», поскольку это предмет отдельного спора.

Но суд предпочёл изучить видеозаписи самостоятельно. «В ходе просмотра указанных видеофайлов установлено, что большинство действий, указанных в заключении Квалификационной комиссии Адвокатской палаты РБ от 25 ноября 2019 года, Аббасовым не совершались», – сообщается в решении. Также суд добавил, что довод об ознакомлении членов комиссии с материалами производства до заседания противоречит положению п. 2 ст. 23 КПЭА, которое предусматривает принцип непосредственного исследования доказательств в ходе заседания. Кроме того, суд упрекнул совет палаты в нарушении разъяснений Комиссии ФПА по этике и стандартам: нельзя было ссылаться на дисциплинарные проступки Аббасова, если он по сроку давности не был привлечён к ответственности.

В итоге 21 мая суд признал решения квалификационной комиссии и совета незаконными и постановил восстановить статус Валеха Аббасова. «Решение суда в достаточной степени мотивировано, законно и обосновано. Многие адвокаты порадовались тому, что суд, как и по делу Войцеха, восстановил справедливость и положил конец беззаконию», – говорит Андрей Рагулин. Пока неизвестно, намерена ли палата обжаловать решение суда.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.