Журналисты Башкирии требуют открыть судебные процессы для СМИ
Их не пускают на заседания под предлогом коронавируса
Главные редакторы 13 башкирских СМИ направили в Верховный суд республики коллективное обращение о проблеме недопуска журналистов на заседания. Аналогичное письмо будет отправлено завтра в Арбитражный суд. Судьи закрывают процессы от СМИ, ссылаясь на коронавирусные ограничения. Но журналистское сообщество считает этот повод необоснованным – авторы обращения отмечают, что ограничения распространяются в основном на «громкие процессы».
Сегодня утром журналисты Башкирии направили открытое письмо председателю Верховного суда РБ Земфире Латыповой, а завтра отправят аналогичный документ председателю Арбитражного суда РБ Игорю Арсенову. В обращении (имеется в распоряжении «Улицы») говорится о серьёзных проблемах с обеспечением гласности судопроизводства. Авторы письма указывают, что в республике давно возобновили работу рестораны, магазины, развлекательные и учебные заведения – но во многие суды доступ для посетителей так и остаётся закрытым с марта.
В документе приводится несколько примеров. Так, сайт Ленинского районного суда Уфы сообщает о возможности доступа на заседания лишь для «участников процесса». А Октябрьский районный суд предупреждает, что «судам республики рекомендовано ограничить доступ в суды лиц, не являющихся участниками судебных процессов по делам». «К сожалению, эти объявления трактуются сотрудниками суда как прямой запрет на допуск в суд журналистов», – говорится в обращении СМИ.
Авторы письма ссылаются на ст. 123 Конституции (гарантирует открытость судебного разбирательства) и ст. 47 закона «О СМИ» (право журналиста на посещение органов власти). «Открытость и гласность судебных процедур, выступая в качестве конституционных гарантий прав и свобод, по своей этимологии и значению относятся к группе основных юстициарных, то есть реализуемых в правосудии, прав», – пишут представители республиканских СМИ.
Под ним подписались главные редакторы изданий: «Аргументы и факты», «Башинформ», «Эхо Москвы в Уфе», ГТРК «Башкортостан», ГУП ТРК «Башкортостан», Idel.Реалии*, «Коммерсантъ-Уфа», «РБК-Уфа», «Правда ПФО», «МК в Башкортостане», «Проуфу», Ufatime и Ufa1.
Инициатор обращения, главный редактор «Коммерсантъ-Уфа» Наталья Павлова рассказала «Улице» о подозрительной «избирательности» коронавирусных ограничений. По её словам, журналистов не пускают на самые «громкие» процессы. «Сейчас у нас рассматривают очень резонансное уголовное дело бывшего вице-премьера Башкирии Евгения Гурьева. Там должны выступать высокопоставленные свидетели, – говорит Павлова. – Дело слушается с марта, но ни на одно из заседаний мы не можем попасть. Суд нам говорит, что слушание проводится в закрытом режиме из-за пандемии. Но у них не было никаких указаний на этот счёт от Верховного суда республики – а в пресс-службе ВС РБ говорят, что этот вопрос должен решать сам судья. Непонятно, что мешает судье принять решение об открытых заседаниях».
Журналистам неизвестно, кто является инициатором запретов – Верховный суд или непосредственно судья по тому или иному делу. Пресс-секретарь ВС РБ Вадим Хабиров рассказал «Улице», что до тех пор, пока коронавирусные ограничения не сняты полностью, участие в заседаниях СМИ носит «заявительный порядок». Журналисты должны перед заседанием обратиться в пресс-службу суда и заявить о желании освещать процесс. «То есть это всё отдано на откуп председателям. Они решают, в каком режиме всё у них в судах проводится – в зависимости от ситуации в суде, от коронавирусных ограничений, – объясняет Хабиров. – В любом случае гласность, публичность и открытость судебных заседаний должна соблюдаться. Если не пускают в суд – значит, какими-то способами организовывают трансляцию, если это открытое судебное заседание. По крайней мере, ВС на это ориентируется. Поэтому у нас каких-то ограничений быть не должно. Но, ещё раз повторяю, это всё решают председатели на местах».
Представитель ВС РБ заявил, что до звонка «Улицы» он не получал информации об ограничениях доступа журналистов в суды. Более того, если бы такие обращения были, то пресс-служба поспособствовала бы «разрешению этих вопросов».
Представители адвокатского сообщества в разговоре с «Улицей» сообщили, что не слышали о «коронавирусном» недопуске СМИ. «В прошлом году было такое, что на заседание по делу Гурьева журналистов не допускали, – вспоминает его бывший адвокат Рената Гареева. – Допускали только на объявление резолютивной части решения. Мотивировали тем, что <...> в ходе заседания будут озвучены данные предварительного следствия, которые не подлежат разглашению».
Адвокат Сергей Ефимов, защищающий застройщика Дмитрия Комлева в резонансном деле ЖК «Миловский парк», также не сталкивался лично с недопуском СМИ. «Но я считаю, что не пускать журналистов – незаконно. И когда суд ограничивает свободу слова – это странно, – говорит Ефимов. – Если какой-то конкретный судья неправильно применяет закон, то нужно жаловаться непосредственно на него и просить разъяснений, почему он не пустил журналистов на заседание». «Недопуск негативно сказывается на процессе и дальнейшем ходе дела. Поэтому мы считаем, что журналистов и представителей общественности нужно пускать», – соглашается с ним Гареева.
Представитель Адвокатской палаты Башкортостана заявил «Улице», что не сможет предоставить оперативный комментарий о проблеме. На момент публикации материала ни республиканский Верховный суд, ни Арбитражный суд РБ не отреагировали на обращение журналистов.
* Внесён в реестр «иноагентов».