Юрист пожаловался КС на неисполнение его решений
Речь идёт о компенсациях «детям ГУЛАГа»
Юрист Григорий Вайпан направил в Конституционный Суд жалобу на ряд правовых норм, которые позволяют Госдуме не исполнять постановления КС. Обращение подано от имени группы жертв советских репрессий. В 2019 году Суд постановил «незамедлительно» предоставить им жильё в тех городах, где их семьи жили на момент ареста. Однако депутаты до сих пор не приняли соответствующий закон – а у КС нет возможности добиться исполнения собственного постановления. Вайпан указывает, что это системная проблема Суда.
Поводом для обращения в КС стала история «детей ГУЛАГа», также известная как дело о «праве вернуться домой». Ранее юристы Григорий Вайпан и Наталия Секретарева подробно рассказывали о нём в интервью «АУ». В 2019 году Конституционный Суд признал: закон «О реабилитации жертв политических репрессий» не даёт «детям ГУЛАГа» получить от государства положенную им компенсацию – бесплатное жилье в том населённом пункте, где их родители жили до ареста. Суд постановил «незамедлительно» исправить ситуацию. Правительство разработало и внесло в Госдуму законопроект, который был раскритикован самими репрессированными и правозащитным сообществом. Он ставил «детей ГУЛАГа» в общую очередь на льготное жильё – со сроком ожидания в 20–30 лет. Тем не менее, даже этот закон так и не был принят.
Новую жалобу (есть у редакции) подали 19 жертв советских репрессий, которые имеют право на жильё – но до сих пор не получили его. Заявители оспаривают отдельные нормы Закона о КС, Кодекса административного судопроизводства и регламента Госдумы – которые «в своей взаимосвязи не предусматривают механизма обеспечения исполнения решений Конституционного Суда в случаях, когда федеральный законодатель бездействует». Тем самым «оспариваемые нормативные положения ставят под сомнение конституционный принцип исполнимости решений Конституционного Суда».
Автор жалобы Григорий Вайпан указывает, что неисполнение постановления формально никак не нарушает действующие нормы Закона о Конституционном Суде. «Единственная обязанность, которая возникает в связи с принятием постановления КС о неконституционности федерального закона – это обязанность правительства в течение 6 месяцев внести законопроект в Госдуму. При этом у парламента нет обязанности этот законопроект рассматривать, – объясняет Вайпан. – А если законопроект правительства будет отклонен, то ни у кого больше нет никакой необходимости что-либо ещё делать».
Юрист Григорий ВайпанВ данном случае законопроект правительства был принят в первом чтении – а потом «застрял». По всем признакам видно, что его никто и не собирается рассматривать. Возник тупик – который по Закону о Конституционном Суде ничему не противоречит.
Более того, сейчас закон «не предполагает применения каких-либо принудительных мер к федеральному законодателю» в связи с неисполнением решений Суда. Хотя в ст. 81 Закона о КС говорится, что «неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда влечёт ответственность, установленную федеральным законом». Но Вайпан указывает в жалобе на правовой пробел: «Применительно к Государственной Думе такой федеральный закон в настоящее время отсутствует».
В жалобе юрист ссылается на определение КС от 19 апреля 2001 года № 65-О. Там говорится, что «неисполнение органами государственной власти и должностными лицами» решения Конституционного Суда даёт, в частности, основания для применения ст. 315 УК о неисполнении судебного акта. А также для вынесения президентом России предупреждения соответствующему органу власти или должностному лицу – с возможностью последующего досрочного прекращения их полномочий. «Однако эти меры неприменимы к Государственной Думе», – говорит Вайпан, отмечая, что парламент не является субъектом уголовной ответственности, а депутаты обладают неприкосновенностью.
Юрист констатирует, что заявители по делу в Конституционном Суде лишены возможности оспорить бездействие Государственной Думы в порядке административного судопроизводства – и не могут претендовать ни на какую компенсацию в связи с таким бездействием. В итоге Вайпан и его доверители просят КС признать, что оспариваемые нормы не предусматривают «механизма обеспечения исполнения федеральным законодателем решений Конституционного Суда». И что эта ситуация «не гарантирует внесения необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный не соответствующим Конституции».
В беседе с «АУ» Вайпан отметил: хотя поводом для обращения стало дело «детей ГУЛАГа», сама проблема касается, гораздо большего числа людей. «По данным самого Конституционного Суда, с 2010 года ожидают исполнения 48 постановлений, – подчеркнул Вайпан. – И проблема эта, безусловно носит системный характер».