Приставы не хотели пускать юристов на рассмотрение «административки»
Они утверждали, что без адвокатского статуса нельзя защищать задержанных
Приставы Замоскворецкого районного суда долгое время отказывались допускать юристов Екатерину Селезнёву и Александра Лохмутова для защиты задержанных по административной статье. Сначала от них потребовали «копии дипломов», затем заявили, что не допустят из-за отсутствия адвокатского статуса – причём якобы «по личному распоряжению судьи». Только через несколько часов юристов всё же пустили – вместе с адвокатом Василием Кушниром. Теперь они намерены подать жалобу председателю суда.
25 ноября у станции метро «Новокузнецкая» полиция задержала нескольких человек, проводивших одиночные пикеты против домашнего насилия. Их доставили в ОМВД «Замоскворечье», туда же приехала адвокат от правозащитной организации «ОВД-Инфо» Елена Шереметьева. Около двух часов её не пускали в отдел полиции, но потом всё же дали пройти к задержанным. В итоге активистам выписали протоколы о неповиновении законным требованиям (ст. 19.3 КоАП) и оставили на 48 часов до суда. Позже задержанные рассказали, что полицейские принуждали их пройти дактилоскопию, отобрали мобильные телефоны и не дали связаться с защитниками.
Заседания в Замоскворецком суде назначили на 27 ноября. Защищать задержанных приехали юристы от «ОВД-Инфо» Екатерина Селезнёва и Александр Лохмутов – они были возле суда уже в полдень. «Нам не сообщили, когда будут передавать материалы или доставлять из ОВД задержанных. Поэтому нам весь день пришлось провести в ожидании на улице», – рассказал Лохмутов.
По словам юристов, приставы отказывались пропускать их в здание суда. Екатерине Селезнёвой сказали, что она «не допущена в качестве защитника». «При этом они говорили удивительные вещи: например, что пускают только адвокатов, – рассказывает Селезнёва. – А когда я возразила, что по КоАП можно защищать без статуса, стали спрашивать, есть ли у нас диплом о высшем образовании и требовали предоставить копию».
Селезнёва позвонила помощнику судьи Юлии Варанкиной – она должна была рассматривать административные дела. Помощник заверил, что их скоро пропустят. Но после этого звонка приставы заявили, что не пустят юристов «по личному распоряжению судьи».
Позже в Замоскворецкий суд прибыл адвокат Василий Кушнир. «ОВД-Инфо» сообщал, что Кушнир взял с собой «нотариально заверенную копию диплома». Но адвокат сказал «Улице», что у него был только ордер и адвокатское удостоверение. «Для меня этих документов достаточно, так что меня с ними сразу пропустили», – сказал он.
После этого в суд пустили и юристов. Екатерина Селезнёва говорит, что приставы никак не объяснили, почему всё же решили пропустить их. «Вероятно, помогла огласка в СМИ», – считает она.
По словам Лохмутова, судья не устанавливала его личность во время заседания. «Нам не дали посмотреть видеозапись, которая была ключевым доказательством вменяемого правонарушения: судья сказала, что надо было раньше приходить», – говорит он. Екатерина Селезнёва рассказала, что во время заседания подала возражения на действия Варанкиной, на что помощник судьи ответил: юристы «должны сказать спасибо, что не мёрзнут на улице».
Селезнёва намерена пожаловаться на недопуск: «Собираюсь подавать жалобу председателю суда, чтобы оценил законность действий судьи Варанкиной». Она называет произошедшее «серьёзнейшим нарушением права на защиту». «Во время эпидемии проблема недопуска защитников стала катастрофической. Зачем это делается – непонятно, логического объяснения такому поведению полиции, приставов и вот теперь ещё и судьи я не вижу», – говорит юрист.
«Улица» отправила запрос в пресс-службу Замоскворецкого суда с вопросом о причинах недопуска юристов на заседание. На момент публикации на запрос никто не ответил.
Отметим, что заседания по административным делам продлились до девяти часов вечера и всех активистов приговорили к нескольким суткам административного ареста по ст. 19.3 КоАП. Адвокат Кушнир и юрист Селезнёва назвали эти аресты незаконными.
После суда активисты, получившие арест, провели более 12 часов в автозаке: в том спецприёмнике, куда их привезли, долго не хотели оформлять документы на задержанных.