Неизвестные похитили мать чеченского правозащитника
Представившись полицейскими, они избили адвоката и юристов
Вчера «Улица» опубликовала интервью с чеченским правозащитником Абубакаром Янгулбаевым. Ранее он рассказал о похищении около 40 своих родственников чеченскими силовиками. Спустя пару дней к нему самому пришли с обыском и допросили как свидетеля по статье об оправдании терроризма. 205.2 УК – следствие связывает Янгулбаева с оппозиционным телеграм-каналом, критикующим власти республики. Сразу после выхода интервью мы узнали, что к родителям Янгулбаева в Нижний Новгород приехали неизвестные в штатском. Они заявили, что хотят их увезти на допрос в Чечню. В итоге отца, федерального судью в отставке, задерживать не стали. А вот мать насильно увезли на автомобиле с чеченскими номерами. При этом неизвестные избили адвоката Наталью Добронравову и двух юристов Комитета против пыток*.
20 января, около 18:00, в квартиру родителей правозащитника Абубакара Янгулбаева в Нижнем Новгороде пытались попасть неизвестные в штатском. Они представились сотрудниками полиции, но отказались назвать свои имена и показать удостоверения. Родители правозащитника – Сайди Янгулбаев и Зарема Мусаеву – позвонили сыну, который недавно покинул Россию из-за давления на его близких. Абубакар Янгулбаев связался с нижегородским адвокатом Натальей Добронравовой и попросил о помощи. Та сразу же выехала к его родителям.
«Я была на работе. Поскольку я председатель коллегии, я быстро оформила два ордера на его родителей и приехала на такси», – рассказала «Улице» защитница. Около подъезда она увидела два тонированных мерседеса с чеченскими номерами, а рядом с ними несколько человек в штатском. Возле квартиры Янгулбаевых дежурили четыре чеченца. «Они представились мне оперативниками, но не назвали ни имен, ни должностей, не предъявили удостоверения. Один сказал, что он наш, нижегородский оперативник. Но наотрез отказался предоставлять своё удостоверение», – вспоминает защитница.
В беседе с «Новой газетой» она добавила: «Он сказал мне, что “все мое руководство ГСУ МВД по Нижнему Новгороду полностью в курсе этой ситуации”. То есть из его слов я поняла, что руководство ГСУ МВД по Нижнему Новгороду было «полностью в курсе ситуации», что чеченские полицейские пытаются незаконно доставить в Чечню действующего федерального судью и оказывало чеченским полицейским всяческое содействие».
Наталье Добронравовой показали два постановления о приводе (копии есть у «АУ»). Документы подписаны старшим следователем СУ УМВД России по Грозному. При этом датой привода указано 24 января, а не 20-е. Уголовное дело, по которому требуется доставить свидетелей Зарему Мусаеву и Сайди Янгулбаева, возбуждено по статье о мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК). Как рассказала Добронравова, обвиняемая убедила нескольких человек оформить банковские кредиты, а затем похитила деньги. При этом имена родителей Абубакара Янгулбаева в деле не фигурируют.
«Я сказала, что у них не получится войти в квартиру, потому что Сайди Янгулбаев – судья Верховного суда Чеченской Республики в отставке. Чеченцы начали смеяться, сказали, что он давно судьёй не работает, – говорит адвокат. – Я отвечаю: “Неважно, у него действующий статус, вы не имеете права”. Они позвонили, как я поняла, кому-то в Чечню – поскольку разговаривали на чеченском языке. Выяснили, что он действительно имеет действующий статус. И говорят: “Нам нужна его жена”».
Затем приехали два сотрудника полиции ППС из отдела полиции №7 по Советскому району Нижнего Новгорода. Добронравова подчёркивает, что не знает, кто их вызвал. Адвокат объяснила полицейским ситуацию, один из чеченцев предъявил им удостоверение и показал постановление о приводе. После этого Добронравова вместе с нижегородскими полицейскими зашла в квартиру к Янгулбаевым. «Мы с Сайди ещё раз объяснили полицейским ситуацию. Дальше запустили в их присутствии одного из чеченцев. Я им сказала, что с ними никто в Чечню не поедет. Предупредила, что Зарема диабетик, ей пять раз в день колют инсулин, – объясняет защитница. – Нижегородским полицейским в присутствии этого чеченца рассказала о ситуации в Чечне. Пояснила, что для Заремы поездка туда угрожает жизни. Полицейские сказали, что вызовут руководство – мол, они не уполномочены решать такие вопросы. И уехали».
После этого адвокат позвонила на горячую линию дежурному следователю СК: «Я сказала, кто я, где нахожусь, что происходит. Мне отвечают: “А чего вы звоните в Следственный комитет?” Говорю, потому что я со статусом, судья со статусом». В итоге заявление приняли, но никто так и не приехал».
Дальше к Янгулбаевым приехали два юриста Комитета против пыток – Сергей Бабинец и Олег Хабибрахманов. А Наталья Добронравова попросила одного из чеченцев связать её со следователем: «Я говорю, давайте мы запустим одного человека, вы опросите людей здесь и уедете. Потому что везти 1850 километров больного человека – ну вы что делаете?»
После этого чеченцы постучали в дверь. «Мы с Сергеем открыли. В квартиру ворвались около семи-восьми человек, двое остались в общем коридоре. Меня от двери оттолкнули, при этом ударили по лицу, – рассказывает адвокат. – Я услышала, как кричит Зарема, плачет её дочь. Потом выяснилось, что парней из КПП били и раскидали по комнатам, ударили и Сайди. Я увидела, как Зарему таскают по полу – она была уже в полубессознательном состоянии, в домашней одежде».
Адвокат Наталья ДобронравоваЧеченцы вообще не должны дотрагиваться до женского тела, а у неё спина оголилась, живот.
Зарема потеряла сознание, но это не остановило похитетелей. «Меня оттолкнули, а её выволокли на улицу, – вспоминает адвокат. – Не взяли ни куртку, ни лекарства». Она уверена, что это попытка надавить на Абубакара Янгулбаева через семью. «Я работаю по Чечне и знаю: им просто нужен заложник, – поясняет Добронравова. – Я поражена, что такое происходит уже не в Чечне, а в Нижнем Новгороде. Кадыров – настоящий царёк».
Адвокат отмечает, что постановление о приводе незаконно. «Там указано, что ранее направлялась повестка в город Городецкий Нижегородской области. Но в Нижегородской области нет города Городецкий. К тому же нет никакой связи между фабулой дела, которая там указана, и свидетелями. Постановление абсолютно необоснованно».
Абубакар Янгулбаев рассказал «Улице», что у его матери помимо диабета есть подозрения на коронавирус: «Её забрали без каких-либо лекарств. У нее просто по пути может очень сильно подскочить сахар, особенно из-за стресса, это бывает. И она по пути может умереть. За это я волнуюсь больше всего».
Дежурный УФСБ по Нижнему Новгороду, с которым связалась «Новая газета», ответил: «Такого не может быть».
Обновление: добавлен комментарий Добронравовой для «Новой газеты», добавлен комментарий Абубакара Янгулбаева.
* Внесены в реестр «иноагентов».