13.09.2023

Минюст не разрешил адвокатам брать в СИЗО электронные книги

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Ведомство не смогло сообщить, какую именно технику всё-таки можно использовать

Минюст дал важные разъяснения о правах адвокатов и юридических представителей. Ранее калининградский адвокат Роман Морозов спросил ведомство, можно ли защитникам брать для работы в СИЗО электронные книги без доступа в Интернет. Он указал, что Правила внутреннего распорядка запрещают проносить в изолятор средства связи – но ничего не говорят про технику с функцией «только для чтения». Однако ведомство ответило, что защитникам нельзя использовать «читалки». При этом Минюст не смог привести «примерный перечень разрешённых устройств», сославшись на их «многообразие».

Напомним, Роман Морозов обратился в Минюст 10 августа. Адвокат спросил, возможно ли использовать в СИЗО электронные книги без функции выхода в интернет – для «совместного [с доверителями] изучения материалов уголовного дела и нормативно-правовых актов». Он сослался на Правила внутреннего распорядка для СИЗО» (ПВР), утверждённые Минюстом в июле 2022 года. Там говорится: «Защитнику запрещается проносить на территорию СИЗО технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъёмку, аудио- и видеозапись». Однако те же ПВР разрешают подозреваемым и обвиняемым «иметь при себе технические устройства для чтения электронных книг» без функции аудио-, видеозаписи и выхода в Интернет. Морозов констатировал, что в Правилах нет прямого запрета на использование такой техники и адвокатами. Он попросил Минюст «привести примерный перечень устройств, подходящих под описание, сформулированное в Правилах».

8 сентября адвокат получил ответ Минюста (есть в распоряжении «АУ»). Ведомство заявило, что электронные книги «без функции аудио-, видеозаписи и функции выхода в информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет”» не входят в перечень устройств, разрешённых к проносу на территорию СИЗО защитником. В Минюсте подчеркнули, что положения Правил, которые распространяются на подозреваемых и обвиняемых, «не подлежат применению в отношении иных лиц, находящихся на территории СИЗО». Также министерство ответило, что не может привести «примерный перечень устройств, подходящих под описание, сформулированное в Правилах».

Минюст РФ

Технический и экономический прогресс на сегодняшний день привели к наличию на рынке многообразия копировально-множительной техники, компьютеров, а также фотоаппаратуры, стоимость которой может варьироваться от низкобюджетного до дорогостоящего сегмента. В связи с этим не представляется возможным привести перечень устройств, содержащихся в статье 18 ФЗ №103-ФЗ и пункте 179 ПВР СИЗО.

Ведомство добавило: Морозов вправе обратиться в суд, если он считает, что нормативно-правовые акты нарушают его права, свободы и законные интересы.

«Получается, что содержащиеся в СИЗО имеют больше прав, чем их защитники. Осталось только бумагу и ручку запретить», – прокомментировал ответ министерства Роман Морозов. Он сказал «Улице», что пока не определился с дальнейшими действиями. «Я адресовал компетентному органу вопрос, имеющий общественное значение. Чтобы попытаться хоть где-то чуть-чуть улучшить систему, – пояснил Морозов в разговоре с “Улицей”. – Но ожидаемо, что [в ответе] нет конкретики. Это соответствует дуализму и страху инициативы в головах чиновников. И в очередной раз показывает, что наше законодательство не отвечает своему основному принципу – правовой определённости. Госслужащие относятся к запрету как к инструменту, а не превентивной необходимости».

Адвокат Ирина Бирюкова также считает ответ Минюста «довольно предсказуемым». «Вообще-то Минюст должен отстаивать права адвокатов – но как любой государственный орган, он защищает лишь свои интересы. А в данном случае ещё и интересы следствия – так как любое действие, направленное на облегчение работы адвокатов, автоматически воспринимается как действие против следственных органов. И государственным органам проще всего сказать сразу “нет”, чем логично и разумно подойти к решению вопроса», – возмущается Бирюкова.

Автор: Виктор Кравцов

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.