29.03.2023

ФСБ выдавила адвоката из «террористического» дела

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Доверителя угрозами вынудили написать отказ от его услуг

Адвокат АП Татарстана Адель Хайдаршин заявил, что следователь ФСБ Чувашии незаконно отстранил его от «террористического» дела. Он защищал юношу, обвинённого в поджоге железнодорожного оборудования – но следователь внезапно заявил адвокату, что обвиняемый отказался от его услуг. Хайдаршин посетил доверителя в СИЗО – и тот признался, что на него надавили. Оставшись без адвоката, юноша подписал досудебное соглашение со следствием. Хайдаршин обратился за помощью в палату и пожаловался в УФСБ и прокуратуру.

Адель Хайдаршин представлял интересы 19-летнего Артёма Бегояна. О его деле в январе подробно рассказывала «База». По информации издания, ФСБ нашла Telegram-канал, администраторы которого предлагали денежное вознаграждение за совершение терактов в России. «База» со ссылкой на следствие утверждает, что канал вели украинцы – и Бегоян якобы пытался выполнить их задания. Первые две попытки были неудачными, но 13 декабря Артём с двумя товарищами смог поджечь релейный и трансформаторный шкафы на железнодорожном перегоне Алатырь – Светотехника.

Всех троих задержали и отправили в СИЗО-1 Чебоксар. Поначалу их обвинили в уничтожении имущества (ч. 2 ст. 167 УК). Как пишет «База», позже следствию стало известно про Telegram-канал, после чего Артёму Бегояну предъявили обвинение по статье «террористический акт» (п. «а» ч. 2 ст. 205 УК). Правозащитная инициатива «Зона солидарности» заявила, что при задержании сотрудники ФСБ угрожали Бегояну пытками, пугали оружием и надевали пакет на голову. «Зона солидарности» утверждает, что молодой человек «не отрицает участия в антивоенной акции саботажа, но не признаёт себя виновным в терроризме».

Первоначально Бегояна защищал адвокат по назначению, но 24 февраля семья юноши заключила соглашение с Аделем Хайдаршиным. Он заявил «Улице», что не комментирует публикации СМИ об этом деле. «Посетил Артёма в изоляторе 3-4 раза. Мы беседовали, обсуждали правовую позицию по делу. Всё было в порядке, он желал пользоваться моими услугами, – говорит Хайдаршин. – Защитник по назначению Бегояна не устраивал».

7 марта адвокат встретился со следователем ФСБ Воробьёвым и запросил процессуальные документы по делу. Тот пообещал отправить всё по почте, говорит Хайдаршин. Спустя две недели защитник получил письмо – но не с обещанными документами, а с отказом их предоставить (есть у «АУ»). Воробьёв заявил, что обвиняемый ещё 9 марта отказался от услуг Хайдаршина.

«Я сразу выехал в Чувашию – чтобы встретиться с Артёмом и уточнить, что случилось», – рассказал адвокат «Улице». Он предъявил в СИЗО ордер и его пропустили.

Юноша признался, что отказ не был добровольным. «Артём рассказал, что на него оказывается давление. Запугивают различными способами: заводят его в кабинет, где нет камер, и проводят “беседу”. Угрожают усложнить жизнь в СИЗО, угрожают увезти якобы на следственные действия и сделать с ним там что-нибудь. Пугали оружием, – говорит Хайдаршин. – Давление было уже с момента его задержания. А сейчас это было сделано для того, чтобы исключить моё участие в деле. Следствию удобен защитник по назначению».

Адвокат Адель Хайдаршин

Артём хочет работать со мной, но боится. Говорит, что если напишет согласие на защиту, то к нему незамедлительно приедут оперативники и начнут «работать» с ним.

Позже мать Бегояна сообщила ему, что юноша заключил со следствием досудебное соглашение. «Теперь понятно, почему следствие так хотело, чтобы Артём был без адвоката [по соглашению]», – возмущается защитник.

Хайдаршин обратился в адвокатскую палату Татарстана – «зафиксировать» нарушение прав подзащитного и собственных профессиональных прав. В письме (есть у «АУ») он просит палату посодействовать в разрешении ситуации и дать разъяснения по поводу дальнейших действий в деле. Ответа пока нет, говорит Хайдаршин, но «высокое лицо в палате» устно дало понять, чтобы он защищал себя сам. «Ты же адвокат», – цитирует он неофициальный ответ.

«Улица» обратилась за комментарием в палату Татарстана. Там сообщили, что обращение Хайдаршина было перенаправлено в комиссию по защите прав адвокатов. Представитель комиссии сказала «Улице», что получила обращение накануне и ещё не успела ознакомиться с ним. Редакция отправила запрос в УФСИН Чувашии, но ответа пока не получила.

«Фактически и юридически в уголовном деле Артёма Бегояна меня нет, – сказал адвокат “Улице”. – Но я считаю своё “отстранение” незаконным». 27 марта Хайдаршин обратился к прокурору Чувашской Республики и главе республиканского УФСБ с требованием провести проверку в отношении следователя Воробьёва на предмет нарушения прав Артёма Бегояна. «Нарушается право на защиту, – пояснил он “Улице”. – Подозреваемый вправе сам решать, с кем работать. А ему не дают этот выбор сделать».

Автор: Алиса Майорская

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.