18.02.2020

ФПА убрала из порядка слова о праве адвокатов временно практиковать в «чужом» регионе

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Но вице-президент ФПА утверждает, что это право «никогда не подвергалось сомнению»

14 февраля Совет Федеральной палаты адвокатов принял новую редакцию «Порядка изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта РФ на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ и урегулирования некоторых вопросов реализации адвокатом права на осуществление адвокатской деятельности на территории РФ».

Среди прочих изменений, касающихся перехода адвоката из одной палаты в другую, внимание «Улицы» привлекло положение, которое регулирует работу адвоката по соглашению на территории России. Его буквальное толкование позволяет предположить, что адвокатам запрещается практиковать за пределами региона, в адвокатской палате которого они состоят.

Дело в том, что основной абзац п. 7 нового порядка звучит следующим образом: «Не допускаются деятельность и членство адвоката в адвокатском образовании (филиале, ином обособленном подразделении адвокатского образования) на территории субъекта РФ, если в реестре этого субъекта РФ отсутствуют сведения об адвокате как о члене адвокатской палаты, либо если адвокатское образование (филиал, иное обособленное подразделение адвокатского образования) не включены в реестр адвокатских образований адвокатской палаты субъекта РФ». В прежней редакции это положение было примерно таким же, но касалось только работы в адвокатском образовании: «Не допускается работа адвоката в адвокатском образовании (филиале адвокатского образования) на территории субъекта РФ, если в реестре этого субъекта РФ отсутствуют сведения об адвокате как о члене адвокатской палаты этого субъекта РФ либо если адвокатское образование (филиал адвокатского образования) не числится в реестре адвокатских образований адвокатской палаты субъекта РФ».

Более того, в прошлой версии документа этот пункт дополнялся важным уточнением – оно прямо разрешало защитникам временно практиковать в «чужом» регионе. Звучало оно так: «Осуществление адвокатской деятельности на территории другого субъекта РФ может носить временный характер, не предполагающий постоянного проживания». В новой редакции этого уточнения нет. Хотя появилось положение, которое разрешает адвокату по назначению продолжать защиту доверителя даже в том случае, если производство по делу перешло в другой регион.

«Улица» решила выяснить, значит ли это, что адвокатам по соглашению нельзя практиковать в «неродном» субъекте. Вице-президент ФПА Олег Баулин, который представлял новый документ совету ФПА 14 февраля, опроверг это предположение. Он пояснил, что документ регулирует только переход из одной палаты в другую, а право адвокатов осуществлять адвокатскую деятельность на территории всей России «никогда не подвергалось сомнению». «Речь идет только о том, что понятие постоянного осуществления деятельности ушло из положения, потому что нет никаких критериев, чтобы ограничить временное от постоянного, – объяснил он. – Но надо состоять в адвокатском образовании, включенном в реестр адвокатской палаты, членом которой он является. Это во-первых. А во-вторых, писать о себе надо [правильно]. Может адвокат чуть ли не постоянно работать в Москве, но надо писать “я волгоградский”, “я тамбовский” – нельзя писать “я московский”, пока не стал членом АП г. Москвы». В новой версии порядка действительно появилось отдельное указание, что адвокат «не вправе в информации о себе указывать место осуществления профессиональной деятельности, не соответствующее членству в адвокатской палате субъекта РФ».

Порядок уже становился причиной скандала в 2018 году. Тогда правозащитник Павел Чиков* в своем телеграм-канале заявил, что Федеральной палатой адвокатов введено «крепостное право», нарушение которого влечет дисциплинарную ответственность. ФПА же пояснила, что порядок действует с 2010 года и «за 8 лет действия порядка никто не выступал с критикой его положений, не заявлял о “крепостном праве” или об угрозе быть лишенным статуса».

Важно отметить, что вместе с положением о возможности временно практиковать в «чужом» регионе из нового порядка исчезло и указание на дисциплинарную ответственность в случае его неисполнения.

Документ регулирует и другие аспекты смены членства одной палаты на другую. Уточняется, например, что до приема адвоката в новую палату, он несет перед прежней палатой ответственность за недобросовестное исполнение своих обязанностей. Порядок также прямо разрешает адвокату в период перехода состоять и работать в прежнем адвокатском образовании. И именно эти изменения вице-президент ФПА считает по-настоящему значительными. «На мой взгляд, самые важные изменения [порядка] касаются положения о том, что в период между выбытием из одной адвокатской палаты и приемом в члены другой адвокатской палаты адвокат продолжает осуществлять профессиональную деятельность. Ограниченные полномочия в отношении него реализует бывшая адвокатская палата – кто-то должен, в конце концов [делать это] до момента принятия в члены новой адвокатской палаты. Какое-то квази-членство, ограниченное членство [должно быть]… Но самое важное, что в этот период можно работать и оставаться в прежнем адвокатском образовании», – отметил Олег Баулин.

* Внесён в реестр «иноагентов».

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.