05.07.2023

«Откровенно дестабилизирует налоговую систему»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Роман Речкин
Роман Речкин
Старший партнёр юридической фирмы INTELLECT, магистр частного права

Роман Речкин – о влиянии «спецоперации» на налоги

В последние полтора года российская налоговая система заметно изменилась. Некоторые новации напрямую связаны со «спецоперацией», например отказ от взимания НДФЛ с переданного фронту имущества. Другие – налог на «сверхприбыль» бизнеса или идея о «приземлении» НДФЛ эмигрантов – явная попытка справиться с негативными экономическими последствиями военных действий. Наконец, третьи были запланированы давно, но вводятся в «спецоперационных» условиях. «Улица» попросила старшего партнёра юрфирмы INTELLECT, магистра частного права Романа Речкина подготовить обзор наиболее важных изменений налогового законодательства с 24 февраля 2022 года.

Введение единого налогового счёта

Дата: Подписан президентом 14 июля 2022 года, вступил в силу 1 января 2023 года.

Суть: Это главное изменение российского налогового законодательства после начала «спецоперации». С 1 января 2023 года налоговая обязанность каждого плательщика определяется не отдельно по каждому налогу, а в виде сальдо по Единому налоговому счёту (ЕНС). Для этого на счёт нужно заранее внести платёж – а Федеральная налоговая служба (ФНС) сама всё рассчитает и при необходимости вернёт переплату. Говоря простым языком, государство обещает «службу одного окна»: вместо нескольких разных налогов можно платить «одной платёжкой» по единым реквизитам.

Ещё появился единый «налоговый календарь». Теперь срок сдачи отчётности для всех один – 25-е число месяца. А срок уплаты по всем налогам и сборам – 28-е число соответствующего месяца.

Причины изменений: Официально – забота об удобстве налогоплательщиков.

Моя оценка: Никакой уплаты налогов «одной платёжкой», конечно, не происходит. Просто раньше налогоплательщик оформлял отдельное платёжное поручение по каждому налогу – а теперь нужно заполнять одно платёжное поручение и несколько уведомлений об исчисленной сумме. Чтобы государство видело, какая часть денег к каким налогам (сборам) должна быть отнесена.

Реальная причина введения ЕНС, на мой взгляд, – попытка повысить собираемость денег за счёт качественного изменения роли Федеральной налоговой службы. Ведь раньше плательщик сам рассчитывал и уплачивал налоги, а государство только контролировало правильность сумм. Теперь же ФНС сама определяет размер налогового обязательства и сама списывает необходимую сумму с ЕНС. А налогоплательщик может только пост-фактум пытаться контролировать этот процесс.

Также не могу не отметить, что реализация введения ЕНС – это, видимо, крупнейший провал ФНС за всю её историю. Софт, который должен с 1 января 2023 года автоматически рассчитывать сальдо ЕНС по каждому налогоплательщику, так и не заработал. В личных кабинетах системы нет корректного отражения уплаченных сумм и налоговых обязанностей. Проблему ещё 15 февраля 2023 года обсуждали на совещании президента с членами правительства. После этого ФНС дали поручение обеспечить функционирование системы единого налогового счета «в максимально короткие сроки». Но этого так и не произошло. И сотрудники налоговых органов по всей стране уже полгода непрерывно занимаются сверками с налогоплательщиками – то есть пытаются определять сальдо ЕНС вручную.

Автоматизированная упрощённая система налогообложения

Дата: С 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года.

Суть изменений: Предлагается экспериментально опробовать новый специальный налоговый режим – когда размер доходов и расходов определяется ФНС. Для этого служба изучает данные расчётного счёта налогоплательщика, а потом рассчитывает сумму налога (8% по объекту «доходы» или 20% по объекту «доходы за вычетом расходов»). Уведомляет о ней налогоплательщика и его банк – после чего банк списывает со счёта плательщика деньги в бюджет. Эксперимент проводится в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.

Причины изменений: Здесь государство так же декларирует заботу о налогоплательщике. За него, мол, всё сделают налоговый орган и банк – не нужно даже предоставлять налоговую декларацию.

Моя оценка изменений: Реальная причина введения АвтоУСН, на мой взгляд, та же, что и в случае с ЕНС: повысить собираемость налогов за счёт качественного изменения роли налогового органа. Прогнозирую, что «эксперимент по установлению специального налогового режима» будет признан ФНС успешным (возможно, даже не дожидаясь 2027 года). И возможность применения АвтоУСН будет распространена на всю страну.

Налоговые льготы «на помощь фронту»

Дата: 21 ноября 2022 года (но правила применяются к отношениям, возникшим с 1 января 2022 года).

Суть изменений: Закон освобождает от налога на доходы физлиц деньги и иное имущество, безвозмездно полученные мобилизованными и контрактниками – а также членами их семей. Но только если эти доходы связаны со службой по мобилизации или с заключёнными контрактами. Льгота применяется к лицам, которые служат в Вооружённых силах, Росгвардии, воинских формированиях и органах, задействованных для «выполнения отдельных задач в области обороны».

Кроме того, безвозмездная передача имущества мобилизованным, контрактникам и членам их семей освобождается от НДС. А полученные деньги и имущество могут быть включены в состав расходов по налогу на прибыль (по общей системе налогообложения) и в состав затрат по упрощённой системе налогообложения. То есть налоговая база по налогу на прибыль организаций или по единому налогу по УСН может быть уменьшена на эти суммы.

Причины изменений: В ходе проведения СВО выяснилось, что государство почему-то не может полностью обеспечить мобилизованных и контрактников различным имуществом, которое им необходимо – от бронежилетов и беспилотников до носков, еды и воды. Поэтому организации и частные лица сами передавали нужные вещи подразделениям, участвующим в СВО. По общему правилу такая передача является доходом для целей обложения НДФЛ, а также облагается НДС. Законодатель вынужден был изменить закон, чтобы этого избежать. Ну и чтобы стимулировать предпринимателей и организации помогать военным.

Моя оценка изменений: Без комментариев.

Меры поддержки для мобилизованных и членов их семей

Дата: Правила применяются в отношении доходов, полученных с 1 января 2022 года.

Суть изменений: В упомянутом выше законе об освобождении «помощи фронту» от НДФЛ есть ещё одна «спецоперационная» норма. Она касается ситуации, когда участник спецоперации взял кредит, но не успел его погасить полностью – погиб или стал инвалидом I группы. Обычно в таких случаях закон считает невыплаченную часть кредита доходом, который также облагается НДФЛ. И в случае гибели заёмщика обязательство по его уплате переходит на наследников. Новый закон освобождает их от такого НДФЛ.

Но это «кредитная» льгота. Налоговые же льготы упоминаются в постановлении правительства РФ от 20 октября 2022 года «О мерах поддержки мобилизованных лиц». Правительство продлило мобилизованным сроки уплаты налогов (за исключением налога на доходы физлиц, уплачиваемого в качестве налогового агента), сборов и страховых взносов. А также сроки сдачи налоговой отчётности – до 28 числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания службы. Продление сроков, естественно, не означает освобождения от уплаты.

Причины изменений: Государство пытается показать, что оно всеми способами поддерживает военнослужащих, участвующих в СВО. Однако налоговые льготы мобилизованным, установленные федеральным законодательством, откровенно минимальны. Об освобождении этих лиц от уплаты налогов (НДФЛ, налога на имущество физлиц, транспортного, земельного) речи не идёт.

Моя оценка изменений: Видимо, государство считает, что повышенное денежное довольствие (а также выплаты на случай ранения или гибели) заменяют собой любые налоговые льготы.

Приостановка «коронавирусного» налога на вклады

Дата: 26 марта 2022 года.

Суть изменений: В «коронавирусном» 2020 году президент Владимир Путин рассказал в телеобращении про новый налог. Глава государства объявил: проценты и доходы с банковских вкладов и инвестиций в ценные бумаги на сумму свыше одного миллиона рублей, полученные с 1 января 2021 года и превышающие ключевую ставку ЦБ РФ, будут облагаться НДФЛ по ставке 13%. Эта мера была введена на фоне распространения коронавирусной инфекции – хотя ни тогда, ни сейчас не было понятно, как новый налог связан с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

Что ж, теперь закон освобождает от НДФЛ такие доходы, полученные в 2021 и 2022 годах по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ.

Причины изменений: Официально это «мера поддержки граждан в период санкций».

Моя оценка изменений: Эта история напоминает мне анекдот – совет сначала «купить козу» (то есть сделать жизнь тяжелее), а затем «продать козу» (что вроде бы облегчит жизнь). И сам налог, и его приостановка на два года не имеют разумного обоснования – но показывают «бурную деятельность» государства. Отмечу, что с доходов 2023 года налог на доходы физических лиц уплатить, очевидно, придётся – в 2024 году.

Стандартный НДФЛ для релокантов

Дата: Предполагается, что вступит в силу с 1 января 2024 года.

Суть изменений: Государство хочет распространить на граждан РФ, покинувших страну и утративших статус российского налогового резидента, обязанность уплачивать НДФЛ.

Сейчас доход от трудовой деятельности за пределами РФ облагается НДФЛ только до момента, пока работник (исполнитель) является налоговым резидентом РФ. Как только он теряет этот статус, обязанность по уплате налога в российский бюджет у него прекращается. Это происходит, потому что доход работника от трудовой деятельности за пределами РФ признаётся «доходом от источников за пределами РФ» – а нерезиденты с такого дохода налог в российский бюджет уплачивать не обязаны.

Поэтому депутаты предлагают признать доход работника по трудовому договору с российской организацией «доходом от источников в РФ» в любом случае. Независимо от того, где в реальности осуществляется работа и каков статус налогового резидентства работника.

Аналогично «доходом от источников в РФ» будут признаваться любые вознаграждения по гражданско-правовым договорам (а также вознаграждение за использование объектов интеллектуальной собственности). Для этого они должны быть осуществлены в Интернете «с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне» – и при соблюдении хотя бы одного из трёх условий:

  • налогоплательщик – физическое лицо – является налоговым резидентом РФ;
  • доходы получены налогоплательщиком – физическим лицом – на счёт, открытый в банке, находящемся на территории Российской Федерации;
  • источники выплаты доходов – это российские организации или предприниматели.

20 июня 2023 года этот законопроект был принят Госдумой в первом чтении.

Причины изменений: Официальная причина – стремление пополнить бюджет за счёт релокантов, которые покинули страну и утратили статус российского налогового резидента, но получают доход от источников из РФ.

Моя оценка изменений: Минфин в какой-то степени реагирует на эмоциональные предложения ряда депутатов Госдумы «наказать предателей». То есть людей, которые покинули страну – но которые зарабатывают, получая доход от источников в РФ. Важно, что подход Минфина к этой ситуации гораздо более рационален. Чиновники понимают, что любое существенное ужесточение налогообложения повлечёт рост схем по обходу новых правил, массовый уход налогоплательщиков «в тень» – и в конечном счёте российский бюджет получит меньше. Поэтому никаких «ставок 30%», как предлагают некоторые депутаты, Минфин не хочет. Фактически речь идёт о том, что налогообложение доходов релокантов будет таким же, как у резидентов РФ.

Но даже такой «мягкий» вариант противоречит соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН). Если объяснять совсем просто, они позволяют уплатить налог в одной стране – и зачесть его в счёт уплаты налога в другой. Сразу скажу, не всё так просто: зачёт без каких-либо доплат возможен только при равных налоговых ставках. Скажем, в России НДФЛ взимается по ставке 15%, а в Грузии – уже 20%. И если налогоплательщик уплатил его по ставке 15% в бюджет РФ, то оставшиеся 5% должен будет доплатить в бюджет Грузии.

Сейчас у России заключены такие соглашения более чем с 80 странами. Но в марте 2023 года Минфин и МИД уже предложили приостановить действие СИДН с «недружественными» странами – причём указом президента РФ (хотя соглашения принимаются федеральным законом). Такая мера должна была стать ответом на санкции, а также на февральское включение России в чёрный список юрисдикций, не сотрудничающих с ЕС по налоговым вопросам. Пока что соглашения продолжают действовать, но РФ может «приостановить» их действие в любой момент. Если это произойдёт и обсуждаемый законопроект будет принят, то людям придётся уплачивать налог с доходов дважды: и в России, и в стране своего налогового резидентства.

Отмечу, что СИДН – это международные нормативные акты, имеющие (даже сейчас) бóльшую юридическую силу, чем Налоговый кодекс. Тем не менее очевидно, что Россия способна отказаться применять правила СИДН в любой момент по своему усмотрению. Повторю – пока что соглашения продолжают действовать.

«Налог на сверхприбыль» для крупного бизнеса

Дата: Формально с 1 января 2024 года, но на деле платить придётся уже в октябре-ноябре 2023 года.

Суть изменений: Государство хочет изъять в бюджет у двух с половиной тысяч относительно крупных российских компаний порядка 300 миллиардов рублей в виде налога на ранее полученную ими «сверхприбыль». Пороговое значение – когда средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и 2022 год составила более миллиарда рублей. Ставка такого налога – 10 %.

«Единовременное» изъятие, как следует из законопроекта, не затронет малый и средний бизнес, плательщиков единого сельхозналога, угольщиков, а также компании нефтегазового сектора. У последних, впрочем, деньги изымают иным способом – путём изменения методики расчёта НДПИ и акцизов.

28 июня 2023 года законопроект принят в первом чтении.

Причины изменений: Всё достаточно очевидно – по данным Минфина, дефицит бюджета за пять месяцев 2023 года составил 3,41 трлн рублей.

Моя оценка: Естественно, главная и единственная причина такого изъятия денег у бизнеса – покрытие расходов бюджета. Прежде всего – связанных с СВО. И на мой взгляд, эта инициатива откровенно дестабилизирует российскую налоговую систему.

Во-первых, налоги в РФ просто не могут быть разовыми. И для «налога на сверхприбыль» необходимо будет добавить в Налоговый кодекс специальную оговорку о том, что федеральные законы могут устанавливать налоги разового характера. Это само по себе открывает «ящик Пандоры»: неизвестно, какой налог и в отношении чего государство решит «разово» ввести завтра.

Во-вторых, налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ). То, что государство предлагает считать «сверхприбылью», с точки зрения НК РФ является обычной прибылью – с которой уже уплачен соответствующий налог. Фактически речь идёт о повторном обложении организаций налогом в отношении объекта, налог с которого уже уплачен.

Закон формально должен вступить в силу с 1 января 2024 года, а «налог на сверхприбыль» должен быть уплачен не позднее 28 января. Но поскольку деньги бюджету критично нужны уже сейчас, авторы законопроекта придумали своеобразную схему. Налогоплательщикам предложено с 1 октября по 30 ноября 2023 года – то есть ещё до вступления закона в силу – внести некий «обеспечительный платёж» по ставке 5%. А затем они смогут «зачесть сумму обеспечительного платежа в счёт уплаты налога». То есть при уплате «налога на сверхприбыль» в 2023 году ставка налога составит 5%, а если тянуть до 2024 года – уже 10%.

В нормальной ситуации бизнес вправе оспаривать конституционность подобных инициатив бюджета. Однако нет сомнений, что Конституционный Суд в его текущем составе без колебаний и единогласно легализует любую налоговую инициативу государства.

Понятно, что «налог на сверхприбыль» не затрагивает прямо налогоплательщиков-физлиц. Однако сам факт введения произвольного «разового налога» в ситуации, когда бюджету нужны деньги, показывает, каким способом государство будет эти деньги получать. Какой налог и в отношении чего государство «разово» решит ввести (или повысить) в следующий раз – неизвестно. Но, на мой взгляд, это только вопрос времени. Ни законом, ни Конституцией чиновники, к сожалению, не ограничены – только своей фантазией.

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.