03.10.2023

Дизайном жечь сердца судей

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Азиза Степанян
Азиза Степанян
Юрист

Юрист Азиза Степанян – о тренде на legal design

Процессуальные документы должны быть сухими и сложными – так считают многие юристы. Умение разобраться в столбцах скучного текста для них сродни профессиональному навыку врача читать почерк коллеги. Но в последние годы набирает популярность другое мнение: юрист вовсе не обязан составлять скучные документы, полные канцелярита, – и даже может использовать иллюстрации. Такой подход называется legal design – и он вовсе не сводится к «картинкам» и «красивым шрифтам», настаивает юрист Азиза Степанян. В своей колонке для «Улицы» она рассказывает, что такое юридический дизайн на самом деле, кто его использует в России – и как на него реагируют судьи.

В последние три года legal design стал самой модной темой для дискуссий участников юридического рынка. Он умудряется теснить в этом даже тренд на автоматизацию процессов. Типичный спор выглядит так. Одни юристы применяют дизайн, а затем делятся восхищёнными отзывами о том, что суд понял сложную процессуальную позицию и занял их сторону в споре. Другие коллеги спорят, действительно ли дизайн сыграл здесь хоть какую-то роль – или всё дело в хорошей процессуальной позиции.

Увы, модным и популярным legal design стал именно потому, что он является темой с низким порогом входа. Любой чувствует себя достаточно компетентным, чтобы яростно дискутировать о том, страдают ли юристы графоманией, есть ли жизнь без канцелярита и глупо ли смотрятся простой текст и картинки в исковых заявлениях.

Поэтому я хочу рассказать, что такое настоящий дизайн документов, какую пользу он приносит на самом деле – и как он сейчас используется в судебных процессах в России.

Начнём с начала – что такое legal design? Вернее, спросим по-другому: чем legal design не является? Ответ может удивить, но всякие «рюшечки», «эстетика», «красивые шрифты» и даже «картинки в документах» не имеют никакого отношения к предмету нашего разговора. Legal design подразумевает конструирование юридических документов с учётом их утилитарных особенностей и целей. То есть главный вопрос юридического дизайнера вовсе не «Как?», а «Для кого?», «Зачем?» и «Чего мы хотим добиться?».

Юристы знают: российские судьи очень загружены. Они редко могут досконально погрузиться в процесс и внимательно изучить контекст дела. Некоторые из них руководствуются простым принципом: «Если сразу не понял – отказать». Поэтому наша задача не просто написать текст, но ещё и подать информацию таким образом, чтобы суд мог, не напрягаясь, полноценно воспринять всю картину и принять решение без «слепых пятен». А значит, продуманная работа над юридическим текстом объединяет в себе:

  • грамотный подход к вёрстке;

  • юридическое письмо;

  • подачу текста для конкретного читателя;

  • а также эмпатию.

Да, крайне желательно, чтобы юрист обладал навыками работы с таблицами, диаграммами и инфографикой. Но результата вполне возможно добиться, работая с одним только текстом. Сложный длинный документ станет проще, если его структурировать и продумать логику изложения. Например, можно рассказать суду все основные выводы в самом начале документа – а уже потом подробно развернуть их. Или разбить текст на короткие разделы, присвоив им поясняющие заголовки – чтобы легче было отыскать нужный довод. Но, конечно, использование графических элементов – например, кругов Эйлера – сделает вашу позицию более наглядной.

Юрист Азиза Степанян

С помощью legal design сухая или, напротив, многостраничная экспертиза станет чёткой и понятной. В великом множестве бумаг именно ваши документы запомнятся судье – и будут встроены им в процесс работы.

Перейдём к самому важному и практическому вопросу: а как к дизайну процессуальных документов относятся судьи? Давайте посмотрим несколько примеров из практики.

Недавно арбитражный суд ХМАО рассматривал спор по концессионному соглашению. Одна из сторон приобщила процессуальный документ, в котором была схема, поясняющая фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора. И судья особо отметил это в решении: «В подтверждение своих доводов и возражений сторонами представлена в материалы дела переписка, а также в схематичной форме изложена последовательность действий сторон по исполнению обязательств, предусмотренных в соглашении. По результатам исследования и оценки которых по правилам статьи 71 АПК РФ суд установил отсутствие возможности концессионера к установленным в соглашении промежуточным срокам исполнить свои обязательства». То есть графика помогла суду детально изучить необходимые факты в необходимой последовательности.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти пошёл ещё дальше. Судья, рассматривавший дело о банкротстве, взял кусочек графики из заявления конкурсного управляющего. И перенёс прямо в определение, расположив блок-схему прямо в судебном акте.

Известны случаи, когда судьи делятся своими впечатлениями от работы с таким форматом документов. В феврале этого года Арбитражный суд Белгородской области рассматривал спор предприятия с налоговой службой. Юлия Ченцова совместно с командой студии Legal design использовала в документах графические элементы: таблицы, пояснения на полях и даже изображение временных линий. Ещё была добавлена чёткая навигация по доказательствам и материалам дела, подтверждающим позицию стороны. И хотя судья ранее не сталкивался с подобными формами процессуальных бумаг, он принял их – и сообщил, что «документы с картинками» его приятно удивили и заинтересовали.

Иллюстрация: Азиза Степанян

Бывает, что процессуальные оппоненты негативно реагируют на инструменты понятности. Так, в Арбитражном суде Московской области Анастасия Лишак использовала элементы дизайна в отзыве на исковое заявление. Её оппонент прямо в ходе процесса заявил, что отзыв «дурацкий» и упрекнул: «У вас всегда только картинки меняются, а по существу – ерунда». Но что в итоге? Анастасия за одно заседание сумела убедить суд в верности своей позиции – сэкономив время и деньги доверителя.

Вот почему в России legal design уже прижился в гражданском и арбитражном процессе. Новый формат работы с текстом взяли на вооружение юристы Сбербанка, ЦФТ и многие другие. А юристы ДСК «Автобан» даже создали типовые формы процессуальных документов в legal design.

Юридические департаменты уже ищут сотрудников, которые умеют применять юридический дизайн в своей работе. Например, на HH.RU можно обнаружить вакансию «Юриста по регламентации, нормотворчеству и legal design», которая открыта в московской строительной компании.

Сейчас новый формат активно внедряется в подрядные споры и процессы по разделу имущества – работа с расчётами показана с помощью ярких диаграмм. А вот в уголовных и административных процессах адвокаты реже его используют – прежде всего опасаясь вызывать у суда негативные эмоции. В профессиональных дискуссиях я слышала такие аргументы:

  • «Суд раздражают и менее значительные вещи, а тут еще документ по новому формату, зачем злить лишний раз?»;

  • «Это не по ГОСТ, у меня не примут такой документ»;

  • «Это может оскорбить судью – они же не глупые, чтобы писать текст как для детей»;

  • «Как судья будет переносить это в процессуальный документ? Вы же знаете, что суд просто копирует содержание из процессуальных документов сторон».

Но и здесь есть смельчаки – например, команда бюро Калоя Ахильгова. Legal design присутствует в их документах по многим уголовным делам.

Адвокат из Самарской области Елена Крусь внедряет legal design при работе по уголовным делам. Она рассказывала, как прокурор однажды не выдержал и пожаловался: «Вы специально так жалобу написали, чтобы кассация точно все нарушения увидела?». А в другой раз судья одобрительно сказала ей: «Вашу жалобу изучали всем судом».

Как мы видим, суды не боятся быть открытыми к переменам. А значит, юристам и адвокатам нужно не отставать – вооружиться legal design и начать «жечь глаголом» сердца судей. Не забывая добавлять к глаголу уместную инфографику.

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.