14.04.2023

«Спрут» поймал защитника

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
«Спрут» поймал защитника «Спрут» поймал защитника

Адвокат арестован за напоминание о сериале

Вчера Пресненский суд Москвы арестовал адвоката АП Чечни Тимура Идалова, обвинённого в угрозах прокурору Светлане Тарасовой (ч. 1 ст. 318 УК). По версии следствия, осенью прошлого года Идалов на заседании напомнил Тарасовой о судьбе расстрелянного мафией комиссара Каттани из итальянского сериала «Спрут». Полгода спустя СК устроил на квартире адвоката «маски-шоу». «Улица» изучила материалы дела и пообщалась с защитниками Идалова.

В среду, 12 апреля, в соцсетях появились фотографии и видео обыска у адвоката Тимура Идалова. Бойцы спецназа задерживали его как особо опасного преступника – в полном обмундировании и с защитными щитами. На фотографиях демонстрировалось обнаруженное дома оружие и несколько документов, включая действительную до 1999 года «корочку» сотрудника ГРУ и удостоверение эксперта движения «За права человека»*.

По данным СМИ, в 1990-е годы Тимур Идалов работал в милиции. Летом 1999 года он был арестован по обвинению в похищении людей, вымогательстве и других преступлениях. Идалов был признан виновным и несколько лет провёл в заключении; позже он добился отмены приговора в Верховном Суде. А Европейский суд по правам человека признал нарушение его прав – в частности, по статье Конвенции о запрете пыток. После освобождения Идалов стал адвокатом. Он защищал обвиняемых по «террористическим» и «экстремистским» делам, сотрудничал с движением «За права человека», был адвокатом в «побочном» процессе дела Фургала. Также он был одним из защитников адвоката Дагира Хасавова, дело которого подробно освещала «Улица».

«Улица» получила постановление о привлечении адвоката в качестве обвиняемого. Согласно документу, в 2022 году Идалов защищал Евгения Нагорнева – одного из обвиняемых по делу о похищении человека и вымогательстве. Процесс слушался в Никулинском районном суде Москвы. 5 сентября 2022 года прокурор Светлана Тарасова попросила суд отправить Нагорнего под стражу – и это ходатайство было удовлетворено. По версии следствия, Идалов понял, что «более он не может честно, разумно и добросовестно» защищать доверителя. Поэтому у него «возник умысел» оказать «психологическое воздействие на государственного обвинителя».

Для этого он на заседании 3 октября «демонстративно и вызывающе громко, не скрывая своего неуважения к суду и участникам разбирательства, используя стилистически сниженные выражения, неуместные в ситуации официального общения», раскритиковал её ходатайство по мере пресечения Нагорневу. А затем «умышленно, с целью нарушения функционирования суда, нормальной служебной деятельности прокурора… желая изменения принципиальной позиции государственного обвинителя в отношении подсудимого Нагорнева… высказал в адрес Тарасовой угрозу убийством». Как сообщают СМИ, адвокат Тимур Идалов сказал прокурору: «Вы что, комиссар Каттани? Так его расстреляли».

Постановление о привлечении Тимура Идалова в качестве обвиняемого

Отождествил её с главным героем сериала «Спрут» – начальником криминальной полиции комиссаром Каттани, дополнив своё высказывание фактом о его гибели – расстреле, желая сформировать у Тарасовой представление, что добросовестное выполнение ею должностных обязанностей… опасно для её жизни и может привести к смерти.

В материалах дела говорится, что прокурор «восприняла угрозу реально». Однако следующие несколько месяцев правоохранительные органы не высказывали претензий к Идалову. Его защитник Хаважи Мальсагов рассказал «Улице», что судья Алексей Бобков (вёл процесс Нагорнева) сначала пожаловался на адвоката в АП Чеченской республики. Однако палата не нашла нарушений в действиях Идалова, уверяет Мальсагов (документов по «дисциплинарке» у него нет, «Улице» пока не удалось получить комментарий от АП Чечни). После этого судья Бобков обратился в правоохранительные органы, говорит Мальсагов – но всех материалов дела защита пока не видела, поэтому точно прояснить ситуацию не может.

В итоге ГСУ СК по Москве возбудил уголовное дело лишь 10 апреля – через полгода после заседания по делу Нагорнева. Документ есть у «АУ», там не сообщается, откуда следователям стало известно о словах Идалова. Его защитник Мальсагов заявил «Улице», что на том октябрьском заседании была «обычная полемика на правах состязательности сторон». В ходе дискуссии Идалов посетовал, что прокурор «превысил полномочия» и «взял на себя роль сыщика». Но угроз он не высказывал – это «вообще по нашему менталитету неприемлемо», отметил Мальсагов. Он добавил, что у следствия нет претензий к обнаруженному в ходе обыска оружию: часть оказалось коллекционным, часть – охотничьим со всеми соответствующими документами. По словам адвоката, следствие изъяло только гаджеты Идалова, его жены и ребенка.

После задержания 12 апреля адвокату предъявили обвинение по ч. 1. ст. 318 УК, допросили и провели очную ставку с прокурором Светланой Тарасовой, которая признана потерпевшей по делу. Вчера Пресненский районный суд Москвы рассмотрел ходатайство по мере пресечения. СК Москвы обосновал требование «стражи» тем, что Идалов был судим, может скрыться, воспрепятствовать следствию или оказывать давление на потерпевшую Тарасову, сказал «Улице» Мальсагов. Защита, в свою очередь, настаивала, что здесь в принципе нет состава преступления, поэтому меры пресечения быть не может. Но всё же предоставила документы и характеристики для избрания более мягкой меры — подписки или домашнего ареста. Однако суд отправил Тимура Идалова на два месяца в СИЗО.

Мальсагов уверен, что реальная причина уголовного преследования – участие Идалова в ряде резонансных дел, где он «сидит как кость в горле у некоторых участников». Однако в беседе с «Улицей» адвокат отказался уточнить, о каких конкретно делах идёт речь.

Адвокат Надежда Ермолаева рассказала «Улице», что они вместе с Тимуром Идаловым защищают двух обвиняемых по «делу баталхаджинцев». Тринадцать участников религиозной общины имени шейха Батал-Хаджи Белхороева арестованы по подозрению в убийстве начальника Центра по противодействию экстремизму МВД по Ингушетии Ибрагима Эльджаркиева. «С самого начала это дело сопровождалось колоссальным давлением на обвиняемых и их родственников, а также на сторону защиты. Были и случаи пыток», – говорит Ермолаева. Сейчас дело находится в Южном окружном военном суде на этапе судебного следствия. Адвокат затруднилась ответить, связано ли задержание её коллеги с «делом баталхаджинцев», но отметила, что Идалов «играл в нём существенную роль».

Адвокат Надежда Ермолаева

Он занимал активную позицию защитника, подавал много жалоб и ходатайств. И вполне вероятно, что был очень неудобен.

Прокурор Светлана Тарасова не комментировала ситуацию СМИ. Напомним, что она известна участием в ряде резонансных дел – в частности, деле футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева об избиении чиновника Дениса Пака. Четыре года назад Тарасова получила госзащиту после того, как на могиле её отца была обнаружена записка с угрозами.

* Внесено в реестр «иноагентов».

Авторы: Денис Балашов, Александр Творопыш

При участии Гали Совы

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.