10.01.2020

Правительство поручило защитить адвокатскую тайну

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Правительство поручило защитить адвокатскую тайну Правительство поручило защитить адвокатскую тайну

Минюст добивается запрета цензуры переписки адвоката с доверителем

Иллюстрация: Ольга Аверинова

Уже в этом году в Госдуму должны быть внесены поправки в Закон о содержании под стражей, которыми предлагается защитить конфиденциальность общения адвоката и доверителя, находящегося в заключении. Собеседники «Улицы» рассказали, что речь идет о законопроекте, который ФПА разработала ещё в 2018 году – после того, как адвокату Ольге Динзе пришлось нарушить закон, чтобы сохранить конфиденциальную информацию, переданную ей доверителем. Тогда проект был отклонён из-за отрицательных отзывов силовых ведомств, но Минюст надеется, что после прямого поручения Дмитрия Медведева «будет проще его провести».

Н а этой неделе был опубликован план законопроектной деятельности на 2020 год, который правительство утвердило в декабре прошлого года. В нём, среди прочего, содержится поручение подготовить поправки в Закон о содержании под стражей, связанные с «запретом цензуры переписки подозреваемого и обвиняемого с адвокатом». Подготовку законопроекта правительство возложило на Минюст, в Госдуму он должен быть внесён в ноябре этого года. Между тем Федеральная палата адвокатов ещё в 2018 году разработала такой законопроект и даже направила его в Минюст. Тогда ФПА указывала, что действующий Закон о содержании под стражей нарушает адвокатскую тайну и предлагала внести в него изменения.

Поводом для разработки проекта стала история адвоката Ольги Динзе. Защитник утверждала, что в апреле 2017 года сотрудники СИЗО «Лефортово» прослушивали её разговоры с доверителем. Чтобы сохранить конфиденциальность общения с клиентом, адвокат вынесла записи своего подзащитного из изолятора, чем «нарушила установленный порядок переписки». Правоохранители пожаловались в Минюст, а ведомство отправило представление в московскую адвокатскую палату. В декабре 2017 года квалифкомиссия палаты усмотрела в действиях Ольги Динзе нарушение кодекса профессиональной этики адвоката, а совет вынес ей предупреждение.

Сам случай и вынесенное дисциплинарное взыскание вызвали серьёзную дискуссию в адвокатском сообществе. Обсуждение начал председатель комиссии ФПА по защите прав адвокатов, первый вице-президент московской палаты Генри Резник. По его мнению, инцидент с Ольгой Динзе «заставляет вновь системно проанализировать гарантии конфиденциальности общения адвоката с подзащитным в следственной тюрьме». Включившийся в дискуссию заместитель председателя Комиссии по защите прав адвокатов Совета АП города Москвы Александр Пиховкин (не входит в действующий состав комиссии – «Улица») пошёл в своих рассуждениях дальше: «Нам стоит определиться, хотим ли мы исключительно сокрушаться о трагической несправедливости закона, а заодно и палаты, или же мы готовы предпринять действия для приведения такого закона в соответствие с Конституцией и общеевропейскими нормами».

Итогом этих обсуждений и стал проект поправок в Закон о содержании под стражей, отправленный в Минюст в апреле 2018 года. ФПА предлагала дополнить статью 18 положением о праве защитника и доверителя в ходе свидания обмениваться записями и документами, статью 20 – нормой о запрете цензуры переписки адвоката с подзащитным. Причём проект предусматривал и ограничение этих прав, но исключительно на основании судебного решения при наличии доказательств, что реализуемые адвокатом или его доверителем права угрожают безопасности учреждения содержания под стражей или носят иной преступный характер.

Генри Резник тогда заметил, что считает законопроект адекватным ответом на сложившуюся ситуацию. «Предусмотренные проектом изменения в ст. 18 и ст. 20 Закона о содержании под стражей действительно необходимы. А если появляются какие-то данные о том, что и заключённый, и адвокат каким-то образом злоупотребляют общей нормой, исходящей из презумпции добросовестности адвоката, в таком случае сотрудникам ФСИН необходимо идти в суд, – объяснил он. – Поскольку обеспечение свободы контактов адвоката с подзащитным – это чрезвычайно важный принцип, обеспечивающий реальное конституционное право на защиту». Подготовивший текст проекта бывший исполнительный вице-президент ФПА Андрей Сучков отдельно отметил «уникальность» итогового документа.

Адвокат Андрей Сучков

Поводом для него послужила конфликтная ситуация – дисциплинарное разбирательство. Но несмотря на противостояние и адвокат, и представители совета адвокатской палаты смогли объединиться в решении проблемы, крайне важной для адвокатской профессии, конструктивно обсудили её и приняли активное участие в подготовке текста законопроекта.

Однако в ноябре 2018 года замминистра юстиции Денис Новак сообщил, что поправки, подготовленные ведомством на основе проекта ФПА, получили отрицательные отзывы силовых ведомств и не были приняты. «Противоборство обвинения и защиты происходит не только в рамках уголовного дела, но и при формулировании “правил игры” – норм, регулирующих уголовное судопроизводство, а также связанные с ним процедуры», – объяснил произошедшее Андрей Сучков.

Получить официальный ответ министерства на вопрос, будет ли в этот раз использован проект, подготовленный ФПА, «Улице» не удалось. Однако источник «АУ» в ведомстве подтвердил, что Минюст действительно попытается ещё раз «провести» тот самый законопроект. Он выразил надежду, что это будет сделать проще, «так как теперь Минюст будет его вносить на основании прямого поручения председателя правительства». Похожую позицию выразил адвокат Андрей Сучков. «Уверен, что органы расследования и исполнения наказаний снова будут возражать против нововведений. Но уже сам факт внесения этого вопроса в правительственный план законопроектной деятельности, а также применённые при этом формулировки, вселяют уверенность, что на этот раз всё получится», – сказал он.

Юрист фонда «Русь Сидящая»* Ольга Подоплелова считает, что в законе будет имплементирована правовая позиция Конституционного Суда, которую он высказал ещё в 2010 году. «По общему правилу цензура переписки лиц, содержащихся под стражей, с адвокатом не допускается и возможна только на основании мотивированного постановления администрации СИЗО при наличии реальных подозрений в злоупотреблении адвокатом и подзащитным адвокатской тайной», – пояснила она. С ней согласился Андрей Сучков, сообщив, что сейчас переписка между адвокатом и доверителем «цензурируется сплошным потоком». «На исправление этой негативной ситуации и приведение её в соответствие с позицией КС РФ, а также с практикой ЕСПЧ и направлен законопроект» – подытожил он.

В пресс-службе ФПА отказались прокомментировать вопрос, сославшись на комментарий, данный «Адвокатской газете» исполнительным директором ФПА Оксаной Сергеевой: «Мы рассчитываем, что их [законопроектов – «Улица»] подготовка будет проходить при активном участии ФПА, и полагаем, что можно надеяться на быстрое прохождение инициатив на всех этапах законопроектной деятельности». Получить комментарий Ольги Динзе «Улице» не удалось – сегодня она была не доступна для комментариев.

Помимо запрета цензуры переписки, план законопроектной деятельности на 2020 год подразумевает и другие поправки в Закон о содержании под стражей – а именно изменение «регламентации беспрепятственного предоставления подозреваемым и обвиняемым с момента их фактического задержания свидания с адвокатом». Также правительство поручило внести изменения в Закон об адвокатуре «в части установления дополнительных гарантий реализации принципа состязательности сторон, в том числе в части сроков исполнения адвокатских запросов и предоставления по запросу адвоката сведений о его доверителе, составляющих определенные виды охраняемых законом тайн».

* организация признана иноагентом.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.