12.07.2021

Адвокатов попросили быть скромнее

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Адвокатов попросили быть скромнее Адвокатов попросили быть скромнее

Палата изучила, как защитники нарушают КПЭА в интернете

Иллюстрация: Вивиан Дель Рио

Палата Пермского края проверила, как её адвокаты ведут себя в интернете. В результате был составлен целый каталог нарушений – и даже список защитников-нарушителей. Оказалось, что адвокаты нередко называют себя «самыми лучшими», многозначительно намекают на опыт работы в силовых структурах, тем самым «вызывая у доверителей безосновательные надежды». «Улица» узнала мнение «нарушителей» о претензиях палаты.

26 пермских адвокатов

С разу после майских праздников руководители адвокатских образований Пермского края получили от палаты необычное письмо. В документе президент АП Павел Яковлев рассказал о результатах проверки интернет-ресурсов: на соответствие КПЭА, правилам поведения адвокатов, утвержденным ФПА, – и её же рекомендациям по взаимодействию со СМИ. В письме были перечислены самые частые нарушения «норм поведения адвокатов в сети интернет»:

  • оценочные суждения, сравнения одних адвокатов с другими, в том числе в отзывах доверителей;
  • использование выражений «лучший», «самый лучший»;
  • отсутствие информации о наименовании адвокатского образования или палаты;
  • отсутствие реестрового номера;
  • сообщения о том, что ранее адвокат работал в силовых структурах;
  • «заявления, намеки, двусмысленности, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызвать у них безосновательные надежды».

В конце документа приведён перечень 26 адвокатов, «допустивших отклонения от рекомендаций по размещению информации в сети интернет». Президент палаты попросил руководителей адвокатских образований напомнить коллегам о правилах поведения в сети – и отчитаться о проделанной работе до 15 июня.

Совет уполномочен разъяснить

Проверку поведения защитников в интернете курировал член совета АП Пермского края Роман Ахметов. Он рассказал «Улице», что адвокаты сами попросили палату провести такой мониторинг. Нескольким защитникам не понравилось, что юридические фирмы составляют списки и рейтинги адвокатов региона, комментируя их работу. Более того, посетители их сайтов могли сделать вывод, что эти организации «осуществляют контроль и надзор за адвокатами».

По словам собеседника «Улицы», в ходе мониторинга палата разослала уведомления о «нарушении законов о рекламе, о защите конкуренции, о защите прав потребителей». «Понятно, что мнение палаты здесь не является руководящим для таких юристов. Но мы указываем: если они не скорректируют информацию, то мы обратимся в соответствующие органы, – пояснил Ахметов. – Мы можем это сделать – в общем порядке, как и любой гражданин, заявляющий о нарушении своих прав. Я думаю, что следующим шагом, если мы не найдем компромисса, будет обращение в антимонопольную службу, прокуратуру, в другие органы». Но пока до этого не дошло.

Член совета АП Пермского края Роман Ахметов

Мы просто не хотим сразу обращаться в контрольно-надзорные органы и устраивать юридические баталии. Пока ведём разъяснительную работу с некоторыми участниками юридического сообщества. Большинство из них относятся с пониманием.

«Побочным» результатом мониторинга стал список нарушений со стороны самих адвокатов. Ахметов говорит, что защитники «по большей части реагируют адекватно» на инициативу палаты.

Самые невероятные результаты

«Улица» обзвонила некоторых адвокатов из «списка нарушителей» – узнать, согласны ли они с претензиями палаты и не считают ли чрезмерным такой контроль за их поведением в интернете. Все опрошенные назвали подобный мониторинг вполне уместным, а указания на нарушения – нормальной практикой. «Палата действует в соответствии с законом, претензий у меня к ней нет», – заверил адвокат Александр Чепкасов. В его случае АП не понравилась информация на сайте «Правота – Пермское объединение юристов и адвокатов». В профайле Чепкасова не указано членство в палате. Зато там содержатся «оценочные характеристики» его работы – и те самые «необоснованные надежды» для доверителей.

Пример нарушения «норм поведения адвокатов в сети интернет» по мнению АП Пермского края

Один из лучших наших уголовных адвокатов. До того как стать адвокатом, Александр Васильевич очень много лет проработал в Пермской прокуратуре, занимал должность начальника отдела прокуратуры Пермского края, представлял гособвинение по резонансным делам. Сменив работу прокурора на роль защитника, добивается самых невероятных результатов в судах. Особенно это касается уголовных дел.

Чепкасов сказал «Улице», что уже попросил администраторов ресурса скорректировать текст. «Если нарушения не будут устранены, я просто выйду из этого сообщества», – пообещал он.

Адвокат Олег Юркин попал в «список нарушителей» из-за того, что был назван «лучшим адвокатом Перми» на сайте «Лучшие адвокаты» (сейчас этого утверждения там уже нет). Он заявил «Улице», что не имеет отношения к порталу. «Если адвокаты нарушают этику, то их надо ставить на место. Разбираться с этим надо, я согласен с палатой, – говорит Юркин. – Но если такую информацию разместили без ведома самого адвоката на каком-то стороннем сайте, то вряд ли это можно считать нарушением. Я даже не знал об этом [до письма палаты]. Те люди, которые разместили там меня, указали, что информация является личным мнением автора сайта».

Отметим, в письме палаты говорилось об аналогичном нарушении и на персональном сайте Юркина. Но единственное упоминание «лучшего адвоката», которое удалось найти там «Улице», – фотография диплома «Лучший адвокат 2018 года» за подписью президента палаты Павла Яковлева.

Адвокат Андрей Исаев попал в «список нарушителей» из-за отсутствия на персональном сайте реестрового номера и указания на адвокатское образование. Он пояснил «Улице», что сайт «делал любитель, который что-то не дописал». «Если мониторить, то нарушения можно найти у каждого, – уверен Исаев. – Раньше это никак не регулировалось, поэтому и создают практику, как должен выглядеть сайт. Меня эта история вообще не напрягает. Не ошибается тот, кто ничего не делает».

УСБ палаты

Редакция «Улицы» не нашла сообщений об интернет-мониторинге в других палатах. Председатель КЗПА АП Ленинградской области Евгений Тонков также не припомнил подобных случаев. Он крайне удивлён такой деятельностью коллег и даже сравнил её с работой «отдела собственной безопасности». Тонков считает, что адвокатская палата должна заниматься теми жалобами, которые поступают на адвокатов извне. А «выискивание» нарушений у своих же адвокатов собеседник «Улицы» считает «определённой этической перверсией». «Я полагаю, что для адвокатуры это недопустимо, – уверен Тонков. – Мы не являемся органом оперативного поиска и следователями, которые специально выискивают нарушения. Наша функция заключается в помощи».

Председатель КЗПА АП Ленинградской области Евгений Тонков

Я думаю, что концептуально это результат прихода все большего количества сотрудников силовых ведомств в адвокатуру. И эта фискальная идея о поиске нарушений среди своих и выведении их на чистую воду характерна для систем безопасности в силовых ведомствах.

Рассуждая в целом о контроле за поведением адвокатов в интернете, Тонков говорит, что нужно «разделять личное и профессиональное». Если адвокат «постит фильмы, прикольные картинки, нет никакой необходимости заставлять его делать на страничке то же самое, что он делает в суде: быть прилично одетым, предоставлять удостоверение и правильно оформлять ордер».

Другая точка зрения у доцента юридического факультета МГУ имени Ломоносова Гаяне Давидян, которая участвовала в разработке правил ФПА о поведении адвокатов в интернете. «Американская ассоциация юристов постоянно контролирует поведение в соцсетях, – приводит она пример. – И в мире это постоянно делают». «Правила писались не как инструмент преследования адвокатов, а чтобы адвокаты понимали: они должны контролировать свое поведение, – рассуждает Давидян. – Многие адвокаты не понимают, что когда пишут одно слово — их читают тысячи людей. И что заявления адвоката расцениваются как заявления человека, принадлежащего к корпорации. Если он не хочет, чтобы его поведение как-то контролировалось, то он должен покинуть корпорацию и писать сколько угодно».

Но при этом Гаяне Давидян подчеркивает – правила надо использовать разумно, не превращая в карательный инструмент. «Я соглашусь с тем, что их нельзя нарушать, как и с тем, что их соблюдение нужно периодически мониторить. Но не перегибать палку», — говорит эксперт.


«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.