25.09.2020

Адвокат, который пришёл с холода

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+
Адвокат, который пришёл с холода Адвокат, который пришёл с холода

В Томской области защитники вынуждены ждать заседания на улице

Иллюстрация: Ольга Аверинова
Процесс
Защита в условиях пандемии

В судах общей юрисдикции Томской области сохранились строгие карантинные меры – из-за этого участникам процесса приходится часами ждать начала заседания на улице. Исключение сделано для прокуроров; областная палата добивается отмены дискриминационного распоряжения. Чтобы избежать «частников» за неявку в процесс, адвокатам советуют фиксировать своё нахождение у суда с помощью селфи – и уходить домой, если представитель суда не выходит на связь дольше 10 минут.

Карантин только для адвокатов

К ак известно, Судебный департамент рекомендовал российским судам возобновить обычный режим работы с 12 мая. При этом судам предписали соблюдать строгие санитарные меры: ограничить личный приём посетителей, обязать всех участников процесса использовать маски и перчатки, выдерживать социальную дистанцию и по возможности перевести документооборот в электронный вид. На основе этих общих рекомендаций суды разработали собственные правила работы – и в ряде случаев это создало серьёзные проблемы для адвокатов.

Вице-президент АП Томской области Пётр Козырев рассказал «Улице», что суды региона вернулись к штатному режиму работы только в июле. До этого рассматривались лишь «безотлагательные» дела. Но сразу же после открытия Томский областной суд – а за ним и ряд районных судов – установили дополнительное требование: посетителей и участников процесса обязали ожидать начала заседания на улице. Запустить человека в здание могут только по решению судьи – для этого за ним должен выйти секретарь.

«Люди стоят в неведении, приставы ничего им не сообщают, – возмущён Пётр Козырев. – Это неудобно и унизительно. Если раньше мы ожидали начала заседания в коридорах, где хотя бы можно было присесть, то теперь приходится несколько часов стоять на улице в самых разных погодных условиях». И Козырев, и президент палаты Сергей Коптяков лично столкнулись с новым правилом – им пришлось провести несколько часов перед зданием суда.

Нововведение породило дополнительные проблемы. Адвокаты стали жаловаться палате на длинные очереди; на невозможность дозвониться до помощников судей, чтобы выяснить, когда начнётся слушание; на перебои с извещением о заседаниях и их переносы без предупреждения. Из-за новых правил защитники оказались лишены возможности ознакомиться с материалами дела перед заседанием.

Особое недовольство адвокатов вызвал тот факт, что это ограничение не распространяется на их процессуальных оппонентов. «Представители прокуратуры совершенно свободно проходят в здание, – рассказал Козырев, – У них там есть специальная комната, где они ожидают начала заседания. Адвокаты – равноценные участники процесса – смотрят на это, стоя на улице».

По сведениям палаты, запрет на допуск адвокатов в здание никак не оформлен. Пётр Козырев утверждает, что эти требования основаны на устных распоряжениях председателей судов, которые, в свою очередь, ссылаются на главу областного суда Ларису Школяр. Но 1 сентября на сайте Томского областного суда опубликовали новый Порядок работы судов. Согласно этому документу, допуск участников судопроизводства в здание должен согласовываться с ответственным работником суда «с учётом необходимости соблюдения условий режима повышенной готовности, использования мер индивидуальной защиты, а также с учётом санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе и иных обстоятельств». В соответствии с пунктом 8 нового Порядка, допускать участников в суд должны после измерения у них температуры – и только при наличии средств защиты. В документе не уточняется, при каких «иных обстоятельствах» в суд могут не допустить адвокатов с масками и перчатками. Таким образом, документ не требует адвокатских очередей перед зданием. 

В областной палате решили, что принуждение участников процесса к ожиданию на улице никак не соотносится с новым Порядком, и 2 сентября палата обратилась к председателю Томского областного суда Ларисе Школяр с просьбой «устранить» нарушения прав адвокатов. В палате также потребовали разъяснить приставам и сотрудникам суда, что Порядок не устанавливает запретов на доступ для участников процесса, использующих средства защиты и соблюдающих социальную дистанцию. Прошло больше трёх недель, но ответа от суда так и не поступило, рассказал вице-президент палаты Пётр Козырев.

«Селфи на фоне суда»

Поскольку к середине месяца ситуация с допуском не изменилась, 15 сентября совет Палаты принял разъяснения «О поведении адвоката в случае отсутствия условий для осуществления профессиональной юридической помощи». Адвокатам предложили следовать алгоритму действий, позволяющих избежать конфликтных ситуаций.

Палата советует сразу уведомить суд, аппарат судьи и приставов о своей явке. Если сделать это не удаётся, то рекомендуется в любой форме зафиксировать своё местонахождение и время. Для этого можно использовать Google-хронологию местоположения, селфи на фоне здания, фото с коллегами или запись разговора с сотрудниками суда и приставами. Адвокат должен прождать минимум 10 минут. Если представители суда никак не отреагировали на его появление, то защитник вправе покинуть территорию, говорится в разъяснении палаты. Но перед уходом защитникам стоит вновь попытаться «любым способом» сообщить аппарату судьи о невозможности участия в заседании – «по причине непредоставления судом надлежащих условий предоставления профессиональной юридической помощи».

«Это даже не рекомендации – мы просто разъяснили, как адвокат может действовать, – поясняет Пётр Козырев, – Ведь если защитник не явится в уголовный процесс, судья может направить в палату [частное постановление]. Пока таких жалоб в связи с пандемией нам не поступало, но нельзя этого исключать». Козырев полагает, что предложенный палатой алгоритм подойдёт далеко не всем. Если неучастие в процессе может навредить интересам доверителя, то защитникам всё равно придётся ждать на улице. «Но если это не повредит доверителю – например, адвокат заинтересован в затягивании процесса – то разворачивайся и уходи, – предлагает вице-президент палаты. – И пусть суды сами думают, что они натворили. Сами себе усложнили работу».

Пётр Козырев отметил, что обращение палаты дало свой результат: в некоторых районных судах адвокатов стали запускать хотя бы в «тамбур» или другие помещения. Но если их примеру не последуют все суды, то палата пожалуется прокуратуре и региональному омбудсмену, пообещал он. При этом Козырев оговорился, что гораздо более эффективными могут оказаться жалобы отдельных адвокатов по каждому конкретному случаю недопуска. «Мы говорим адвокатам: пишите жалобы во все инстанции по каждому случаю, – поясняет Козырев, – Они, конечно, будут рассматривать их как обращения гражданина. Но всё равно эффект будет больше».

Вице-президент палаты выразил надежду, что на следующей неделе председатель областного суда Школяр всё же отменит своё устное распоряжение и ждать на улице больше не придётся. «У нас уже начинается отопительный сезон, а в конце недели прогнозируют снег, – поделился опасениями адвокат. – Становится невозможно так работать. И если суды нас не услышат, то думаю, что адвокаты будут поступать очень резко».

В пресс-службе Томского областного суда отказались комментировать ситуацию с недопуском адвокатов в здание, сославшись на загруженность председателя.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.