20.03.2023

«Запрет на профессию» окончательно закреплён в АПК и ГПК

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

«Улица» напоминает, что нужно о нём знать

В Арбитражном и Гражданском процессуальных кодексах появились нормы о запрете представлять клиентов в суде для юристов, лишённых адвокатского статуса по неблаговидным причинам. Такие изменения парламент утвердил в марте 2023 года. Инициировавшая их «поправка Крашенинникова» вступила в силу ещё в марте 2021 года – и с тех пор уже была ограничена Конституционным Судом.

Напомним, в 2019 году депутат Госдумы Павел Крашенинников предложил закрыть доступ в суды для бывших адвокатов, лишённых статуса по неблаговидным причинам. Некоторые защитники поддержали идею, а другие выступили резко против. В итоге «поправку Крашенинникова» ввели в Закон об адвокатуре. Однако её вступление в силу было отложено до марта 2021 года.

Многие сомневались, что «запрет на профессию» будет реально работать – ведь у судов нет «списков» лишённых статуса адвокатов. Кроме того, отсутствовал и конкретный механизм такого отстранения. «Без внесения поправок в процессуальные кодексы у суда не будет никаких оснований не допустить адвоката, лишённого статуса, до судебного представительства», – говорил в комментарии «АУ» тогдашний замминистра юстиции Денис Новак. Впрочем, он предполагал, что вступление поправки в силу отложили как раз для урегулирования этих вопросов.

Постепенно «запрет на профессию» всё же начал действовать – причём «задним числом». «Улица» подробно рассказывала о ситуации адыгейского юриста Аскербия Ахагова. Он был лишён статуса ещё в 2018 году – до того, как «поправку Крашенинникова» внесли на рассмотрение в Госдуму. Но в 2021 году – после вступления нормы в силу – Ахагову начали запрещать практиковать в Верховном суде Адыгеи. Выяснилось, что президент республиканской палаты Алий Мамий направил в суд список адвокатов, в разные годы лишённых статуса. «Улица» нашла случаи «запрета на профессию» и в других регионах страны. Например, в июне 2022 года не смог практиковать в суде мордовский юрист Сергей Наумов (потерял статус, поскольку пришёл на заседание Верховного суда региона в бандане).

Позже юрист Сергей Шалавин смог преодолеть «запрет на профессию». Он потерял статус адвоката АП Калужской области ещё в 2005 году, затем переехал в Крым и стал практиковать там как юрист. Но после вступления в силу «поправки Крашенинникова» у него также возникли сложности с судебным представительством. Шалавин обратился в Конституционный Суд и со второго раза добился рассмотрения жалобы. В итоге КС постановил, что «поправка Крашенинникова» частично противоречит Основному закону. Судьи указали, что неправильно навсегда закрывать бывшим адвокатам дорогу к судебному представительству. «Запрет на профессию» должен длиться не дольше срока судимости (но не менее пяти лет). А для тех, кто был лишён статуса за нарушения КПЭА – не должен превышать срока, по прошествии которого бывший адвокат может претендовать на возвращение статуса.

Эта позиция вновь вызвала неоднозначную реакцию в сообществе. Вице-президент ФПА Олег Баулин рассказал «Адвокатской газете», что федеральная палата согласна с решением КС. А вот член совета АП Удмуртии Павел Биянов заявил «Улице», что оно сохраняет неравенство между обычными юристами и бывшими адвокатами. Впрочем, установку конкретного срока запрета на судебное представительство он признал позитивным решением. Сходную позицию высказал в беседе с редакцией член совета АП Санкт-Петербурга Михаил Пашинский.

Норма, закрепляющая недопуск бывших адвокатов к судебному представительству, появилась в кодексах лишь в марте 2023 года – соответствующие поправки были приняты Госдумой и утверждены Советом Федерации. 18 марта документ был опубликован на государственном интернет-портале правовой информации. Впрочем, долгие споры и обращения в КС никак на нём не отразились. Закон уточняет: представлять интересы доверителей в гражданских и арбитражных процессах теперь нельзя не только сотрудникам правоохранительных органов и судов, но и «иным лицам, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено федеральным законом».

Обновление от 28 марта 2022 года: уточнена должность члена совета адвокатской палаты Республики Удмуртия Павла Биянова.

Автор: Кирилл Капитонов

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.