18.01.2021

Задержанных во Внуково принуждали отказаться от адвоката

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Полиция угрожала продержать их в отделении до утра

Вчера в ОВД «Щербинский» полицейские требовали от задержанных сторонников Алексея Навального отказаться от помощи защитника – который уже находился в отделении. В противном случае людям угрожали «продержать в отделении до утра». Об этом «Улице» сообщил адвокат Василий Кушнир. По его мнению, это новый способ оставить задержанных в ходе массовых мероприятий без юридической помощи. Действительно, сотрудники других ОВД в этот день действовали по классической схеме – просто отказывались допускать адвокатов к задержанным.

Напомним, вчера в аэропорт Внуково должен был прилететь политик Алексей Навальный, проходивший лечение в Германии после отравления. Вечером в аэропорту стали собираться его сторонники – по данным «Белого счетчика», около двух тысяч человек. Полиция посчитала происходящее несанкционированной акцией: как сообщает ОВД-инфо, в итоге было задержано 58 человек. Самолёт с Алексеем Навальным перенаправили в Шереметьево; политика также задержали при прохождении паспортного контроля. Защитника Ольгу Михайлову допустили к нему только на следующее утро.

Адвокат ОВД-Инфо Василий Кушнир около 21:50 прибыл в отдел полиции «Щербинский», куда доставили часть задержанных во Внуково. Он рассказал «Улице», что в это время задержанных продолжали удерживать в автозаке рядом с отделением, несмотря на морозную погоду. Первым из автозака в ОВД повели несовершеннолетнего задержанного, после чего адвокат прошёл в дежурную часть и потребовал допуска к подзащитному. Его попросили подождать, но спустя час так никуда и не пустили.

«Я позвонил подзащитному, трубку взял его отец. Он сказал, что сотрудник, который с ним общается, убеждает, что адвокат им не нужен, “только время будет тянуть”», – рассказал Кушнир. Ещё через час, по словам адвоката, отец с сыном спустились в дежурную часть. «Отец извиняющимся тоном начал объяснять, что на него давят и поэтому решили обойтись без адвоката, – пояснил Кушнир. – Дальше пошла такая же схема: второй подзащитный тоже сказал, что на него давят и просят отказаться от адвоката. Мол, если он будет настаивать на адвокате, то оставят в отделении до утра». Кушнир предполагает, что этих людей в итоге отпустили без составления протокола.

Он утверждает, что впервые столкнулся с такой практикой, когда задержанных массово просят отказаться от адвоката и таким образом оставляют их без юридической помощи. По его мнению, сотрудники полиции воспользовались тем, что задержанные оказались совсем молодыми людьми. «Там были студенты, одна девушка вообще 1999 года рождения. На таких людей проще оказать давление, потому сотрудники вели себя так нагло и развязно», – говорит Кушнир. Он расценил отказ допускать к подзащитным и давление на них как превышение должностных полномочий (ст. 286 УК). Поэтому адвокат составил и тут же подал заявление о преступлении, указав в нём на инспектора по делам административно задержанных в звании майора. По его словам, именно эта женщина отказывалась пускать его к подзащитным.

Параллельно Кушниру удалось связаться ещё с одной задержанной – и она подтвердила, что на неё давят таким же образом. «Я сказал: “Проявите твёрдость. Если вы сейчас откажетесь от адвоката, за вами все откажутся”. В итоге она настояла, чтобы меня пропустили», – рассказал он.

По словам адвоката, когда он получил талон-уведомление о принятии заявления, майор, не пускавшая его к подзащитным, вышла к нему сама. К этому моменту Кушнир находился в дежурной части уже около двух часов, но так и не получил от сотрудников информации о том, что происходит с его подзащитными. «Майор сказала – таким голосом, будто бы раньше ничего не было, – что я могу пройти к задержанным, – вспоминает адвокат. – Мне предлагали забрать моё заявление – мол, меня всё же пропускают. Но я отказался это сделать». Около полуночи Кушнир попал к подзащитным и успел оказать помощь оставшимся трём задержанным.

В итоге полицейские в ОВД «Щербинский» так и не составили ни одного протокола – и даже не указали статей, по которым задерживали людей. «Всех отпустили под обязательство о явке для составления протокола по неизвестной статье. Это нарушение, – считает адвокат. – Они должны были указать статью, по которой задержали человека. Если необходима дополнительная проверка, должны были вынести постановление о продлении срока для составления протокола. Ничего этого не было сделано». Адвокат планирует дождаться результатов проведения проверки по его заявлению о превышении должностных полномочий. В случае отказа возбуждать уголовное дело он продолжит обжаловать действия сотрудников.

Как сообщал проект ОВД-инфо, вчера адвокатов также отказывались пускать в ОВД «Лужники» и Линейный отдел полиции в аэропорту Внуково. Адвокат «Апологии протеста»* Фёдор Сирош рассказал «Улице», что ему пришлось ожидать допуска в отделение около трёх часов. По его словам, когда он предъявил удостоверение и ордер, сотрудники заявили, что его подзащитных в отделении нет. «После этого вышел сотрудник полиции, потребовал покинуть территорию ОВД и закрыл калитку перед входом в здание. Сказали, что у них выходной, и даже просто подать заявление в дежурную часть мы не можем», – пояснил адвокат. Он утверждает, что на протяжении двух часов сотрудники полиции отказывались разговаривать с адвокатом и принимать у него какие-либо заявления.

«Когда задержанных стали заводить из автозака в отделение, я сказал им, чтобы они отказывались что-либо делать, пока не пропустят адвоката. В итоге задержанные добились, чтобы меня пропустили в отделение», – сообщил Сирош. Он оставил устное заявление о незаконных действиях сотрудников по телефону доверия ГУВД Москвы и потребовал провести проверку.

* Внесена в реестр «иноагентов».

Процесс
Адвокатура и политика
«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.