19.06.2023

ВС указал на ошибки в деле полувековой давности

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

«Мотивировка» Верховного Суда критикует советских и российских прокуроров

Верховный Суд разъяснил своё решение отменить обвинительный приговор, вынесенный в 1959 году. Речь идёт о деле Фатхуллы Исхакова, который отсидел 13 лет за преступление, которого не совершал. Позже невиновность Исхакова подтвердили даже оговорившие его свидетели, но российские судьи с прокурорами много лет поддерживали советский приговор. В «мотивировке» ВС указывает, что прокуратура игнорировала материалы уголовного дела, а суды допустили «фундаментальную ошибку».

«Улица» подробно рассказывала историю жителя Башкирской АССР Фатхуллы Исхакова. В 1959 году 22-летнего Исхакова обвинили в нанесении тяжких телесных повреждений «по мотивам мести». Обвинение утверждало, что он ночью проник в дом соседей и «два-три раза» ударил топором спящих женщин. При этом в деле была явная нестыковка – потерпевшие практически не получили повреждений. Сам Фатхулла был с ними в хороших отношениях, зато у него был давний конфликт с местным оперуполномоченным. Но четыре парня дали показания, что видели его ночью у дома потерпевших. Ещё на пиджаке Исхакова нашли несколько капель крови потерпевшей; он настаивал, что они попали на одежду, когда женщина прибежала за помощью. Фатхуллу признали виновным; он отсидел 13 лет. Освободившись, Исхаков безуспешно жаловался во все инстанции. В 1970-х один из свидетелей признался, что оговорил Исхакова. Оказалось, что женщин порезал лезвием свидетель Батталов из-за неразделённой любви – но милиция заставила всех оговорить Исхакова. Позже его слова подтвердил другой свидетель. В 1990-х производство по делу возобновили – и эксперты подтвердили, что никаких «тяжких телесных» не было. Но затем производство снова закрыли, поскольку Батталов заявил, что не помнит те события. В 2013 году он всё-таки признался в нападении, после чего прокуратура вернулась к разбирательству. Два года дело расследовал республиканский СК. К 2015 году прокуратура направила в ВС Башкортостана заключение «для решения вопроса об отмене приговора». Но затем оно было «отозвано» самими прокурорами – хотя закон не предусматривает такой процедуры.

64 года борьбы за оправдание
Как удалось добиться пересмотра советского приговора

В 2017 году производство прекратили из-за «отзыва». В 2019 году ВС Башкортостана признал прекращение незаконным, но в том же году прокуратура снова прекратила производство, оставив приговор в силе. В 2021 году Фатхулла Исхаков обратился в КС, оспорив положения статей 416 и 417 УПК (допускают отмену приговора по вновь открывшимся обстоятельствам только при условии инициативы прокуратуры). КС признал, что «пересмотр уголовного дела направлен на улучшение правового положения осуждённого» и встал на сторону Исхакова. Но в 2022 году президиум ВС вновь не отменил приговор (хотя отменил судебные решения об отказе в этом требовании) и направил дело в Шестой кассационный суд. Там снова «засилили» приговор 1959 года. Представители Исхакова вернулись в ВС – где приговор оставили без изменений. Тогда Фатхулла Исхаков опубликовал видеообращение к председателю Суда Вячеславу Лебедеву, попросив «вникнуть» в эту историю. В мае 2023 года судебная коллегия ВС всё же отменила приговор и признала 86-летнего старика невиновным в преступлении более чем полувековой давности.

«Улица» получила «мотивировку» этого решения. В ней Суд напоминает, что КС ещё в 2021 году установил «фундаментальную судебную ошибку» в ситуации Исхакова – и констатирует, что она могла быть основанием для отмены приговора. Затем судебная коллегия Шестого кассационного суда не возобновила прекращённое производство 2019 года – «на что имела право», признаёт ВС. Вместо этого 6КСОЮ дал «самостоятельную оценку законности состоявшихся по делу судебных решений, не усмотрев основания для их отмены». При этом кассационный суд изучил признания в лжесвидетельстве, результаты повторных экспертиз телесных повреждений и явку Батталова с повинной – но счёл эти данные «недостаточными» для отмены приговора и принял «противоречивое решение». Это является «существенным нарушением УПК», подчёркивает ВС.

Далее на 15 листах коллегия «самостоятельно» изучает доводы Исхакова и его представителей. Суд указывает, что:

  • выводы о «бесспорной» виновности Исхакова, сделанные прокурором в 1959 году, «не основаны на материалах уголовного дела»;
  • выводы о том, что орудием преступления был топор, также неверны;
  • в 1959 году по делу «фактически не проводилась судебно-медицинская экспертиза»;
  • экспертиза 1990-х годов установила, что ранее были сделаны «неверные выводы» о тяжести телесных повреждений;
  • «незначительные» пятна крови потерпевшей действительно могли попасть на пиджак Фатхуллы, когда женщина прибежала за помощью;
  • не подтверждается заявление прокуратуры 2019 года о том, что Исхаков якобы принуждал свидетелей поменять показания;
  • главная потерпевшая заявила, что в 2013 году Батталов признался ей в содеянном;
  • приведённый в приговоре «мотив мести» Исхакова не подтверждается.

«Следует признать, что по делу отсутствует достаточная совокупность доказательств, подтверждающих виновность Исхакова», – написала в «мотивировке» коллегия ВС. Поэтому она посчитала необходимым «отменить все судебные решения и уголовное преследование» в соответствии со статьёй 27 УПК «за непричастностью к совершению преступления». Суд также признал право Фатхуллы Исхакова на реабилитацию. Но поскольку «сроки давности истекли», Суд «не находит оснований» вернуть дело прокурору для привлечения к ответственности настоящего виновника (отметим, что Батталов скончался в 2014 году).

Последний лист документа — приложение к определению ВС — информирует Фатхуллу Исхакова о его праве «на возмещение имущественного вреда», в том числе зарплаты, не полученной за годы лагерей, и затрат на юридическую помощь. Ранее Исхаков говорил «Улице», что «подумает» над суммой возмещения. Тогда же его представители указывали на отсутствие в законодательстве РФ формулы, которая помогла бы оценить ущерб, длящийся 64 года – включая 13 лет лишения свободы.

«По логике произошедшего, кто-то из представителей прокуратуры должен понести ответственность, – говорит адвокат Павел Васильев, представляющий интересы Исхакова. – Следователи и прокуроры, которые работали в те времена, уже все умерли. Однако Генеральной прокуратуре необходимо сделать организационные выводы по поводу работы своих сотрудников в регионе».

Адвокат Павел Васильев

Ведь некоторые из них фактически саботировали расследование и реализацию производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам: где-то бездействовали, а где-то, наоборот, действовали вопреки здравому смыслу и закону.

Другой представитель Исхакова, юрист Виталий Буркин отмечает, что пока не обсуждал с доверителем возможность привлечения к ответственности сотрудников прокуратуры. «Главное на сегодняшний день – что коллегия ВС подготовила содержательную мотивировочную часть и учла все позиции, на которых мы настаивали. Всему дала оценку, – подчёркивает он. – В том числе в тексте подробно описано, почему были неправы прокуроры, когда прекращали производство – и констатирована их многолетняя противоречивая позиция».

Автор: Мария Тобик

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.