25.12.2020

В Чечне 71-летнего адвоката отправили под домашний арест

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Подозреваемый в хранении наркотиков пожилой мужчина заявил, что их ему подбросили

Ленинский районный суд Грозного избрал меру пресечения адвокату Сергею Маракову, обвиняемому в хранении наркотиков без цели сбыта (ч. 2 ст. 228 УК). Следствие просило заключить его под стражу, но суд избрал домашний арест. Об этом «Улице» сообщил адвокат, курирующий защиту Маракова.

Как ранее писала «Улица», адвоката Сергея Маракова задержали 8 декабря в Грозном. Согласно рапорту полицейских (есть в распоряжении редакции), Мараков нецензурно выражался в общественном месте. Проверив документы адвоката, его доставили в ОП №1 УМВД по Грозному для составления протокола. На следующий день Ленинский суд признал мужчину виновным в нарушении ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) и назначил 10 суток ареста.

Однако 18 декабря Верховный суд республики отменил решение об административном аресте. Суд указал, что Маракову не были разъяснены его права и обязанности (постановление есть у «АУ») – и направил дело на новое рассмотрение. Дата заседания пока неизвестна.

Несмотря на отмену решения об аресте, Мараков «отсидел» все 10 суток – но и после их истечения не смог выйти на свободу. 22 декабря СУ СК по Чечне предъявило ему обвинение по ч. 2 ст. 228 УК (хранение наркотических веществ в крупном размере без цели сбыта). Согласно постановлению о привлечении в качестве обвиняемого (есть у «АУ»), 8 декабря Маракова задержали не из-за хулиганских действий, а из-за подозрительного поведения – и доставили в ОП №1 для установления личности. Уже там, в ходе досмотра, у него изъяли пакет с «веществом растительного происхождения с запахом конопли» весом 201,7 г.

Сам адвокат письменно изложил своему защитнику другую версию событий. В заявлении (есть у «АУ») говорится, что 8 декабря около 19 часов его задержали люди в штатском у подъезда собственного дома. Адвоката посадили в машину и возили по нескольким РОВД. Затем уже ночью в отделении полиции один из сотрудников схватил его за куртку и засунул под одежду некий пакет. Позже Маракову сказали, что это наркотики – и потребовали признаться, что он купил вещество у неизвестного человека для собственного употребления. В случае отказа полицейские угрожали не выпустить его из отделения. «От этих неожиданных подлых действий у меня разболелось сердце. Я сердечник и у меня уже были инфаркты. Он орал: “Подписывай там и там”. Какие-то каракули я поставил, так как опасался за свою жизнь», – объяснил пожилой адвокат.

Заседание по избранию меры пресечения должно было состояться ещё 23 декабря – но его неожиданно отложили. В постановлении Ленинского суда Грозного (есть у «АУ») говорится, что прокурор ходатайствовал об отложении для «проверки законности и обоснованности возбуждения уголовного дела». В итоге заседание по избранию меры пресечения состоялось только сегодня.

«Улица» получила копию ходатайства, с которым Мараков обратился к суду. Он попросил избрать ему меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, а также признать незаконными материалы проверки. Изложив свою версию событий, он подчеркнул, что материалы проверки составлены с нарушением норм УПК, поскольку при задержании ему не предоставили адвоката и переводчика с чеченского языка. Адвокат также отметил, что полицейские требовали подписать протокол с признательными показаниями в момент, когда он находился «в предынфарктном состоянии». По мнению Маракова, в соответствии со ст. 75 УПК такой протокол не может быть признан доказательством в суде. В ходатайстве адвокат подчеркнул, что связывает своё преследование исключительно с профессиональной деятельностью на территории Чеченской Республики.

Обвинение, по словам адвоката Хасбулата Эльдарханова, просило заключить Маракова под сражу, обосновывая это тем, что мужчина может скрыться. Но в итоге суд избрал в качестве меры пресечения домашний арест – до 21 февраля.

Максим Кравченко в разговоре с «Улицей» предположил, что избрание домашнего ареста может свидетельствовать о наличии у суда сомнений в виновности Маракова. «Это означает, что мы убедили суд. Обращение ставропольской адвокатской палаты, коллегии, поддержка СМИ – все сыграло роль», – считает адвокат. По его словам, защита и коллеги Маракова рассчитывают, что в ближайшее время «дело развалится». Он также сообщил, что уже получил несколько обращений от адвокатов с предложением присоединиться к защите. Однако Кравченко опасается, что не все желающие смогут приехать в Чечню, чтобы выступить в суде. Со списком защитников, которые будут работать по делу Маракова, адвокат обещает определиться к понедельнику, 28 декабря.

Напомним, адвокатская палата Ставропольского края направила обращение руководителю СУ СК РФ по Чеченской Республике Виталию Волкову. Адвокаты потребовали провести тщательную проверку обстоятельств задержания Маракова и взять дело под личный контроль руководителя управления. Совет палаты также потребовал провести тщательную проверку заявлений Маракова о возможных противоправных действиях сотрудников полиции в отношении адвоката.

Обновлено: в 20:50 добавлен комментарий Максима Кравченко.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.