Установлен заказчик нападения на адвоката Пономарёву
А исполнителям переквалифицировали обвинение на более тяжкую статью
Адвокат Елена Пономарёва заявила «Улице», что следствие установило личность заказчика недавнего нападения на неё. По словам защитницы, сейчас этот человек находится за границей. Параллельно Следственный комитет переквалифицировал обвинение исполнителям нападения. Как сообщил источник «Ведомостей», вместо ст. 213 УК (хулиганство) им вменили ч. 4 ст. 296 УК (насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования).
Напомним, 6 июля адвоката АП Московской области Елену Пономарёву облили зелёнкой на автобусной остановке на Рублёвском шоссе. Врачи диагностировали у неё ожоги глаз, слизистой носа и рта. Также защитница оказалась временно «исключена» из профессиональной деятельности, поскольку зелёнка окрасила её светлые волосы и Пономарёва не могла посещать суд в таком виде.
АП Московской области сообщило, что Пономарёвой и раньше поступали угрозы. В мессенджерах ей присылали фотографии родных, имущества и собаки – что, по мнению палаты, свидетельствовало о слежке. Также неизвестные обливали автомобиль Пономарёвой несмываемой краской. Но на тот момент правоохранители отказывались возбуждать уголовное дело.
Подозреваемых задержали на следующий день после нападения. Уголовное дело по ч. 1 ст. 213 УК (хулиганство) возбудили в ОМВД по району Кунцево, но затем передали в СК РФ. По словам Пономарёвой, на очной ставке один из обвиняемых рассказал, что получил заказ на нападение дистанционно на «криминальном сайте». Заказчик обсуждал с ним, чем именно облить адвоката: зелёнкой за 100 тысяч рублей или серной кислотой за один миллион. Исполнитель согласился на первый вариант.
Адвокат связывает нападение со своей профессиональной деятельностью. По её словам, в ходе допроса обвиняемый сообщил, что спрашивал заказчика о мотивах нападения – и тот объяснил это адвокатской деятельностью.
Пономарёва подтвердила «Улице» информацию «Ведомостей» о том, что СК переквалифицировал обвинение нападавшим – с хулиганства (ст. 213 УК) на насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ч. 4 ст. 296 УК). Также она сообщила, что уголовное дело в отношении заказчика нападения выделили в отдельное производство. «[Следственные органы] делают всё возможное, личность заказчика установлена, но он не в России, его нужно экстрадировать, – заявила адвокат. – Я буду добиваться, чтобы его привезли на территорию РФ».
По данным «Ведомостей», нападение может быть связано с уголовным делом о незаконном обороте наркотиков. Его возбудили в 2018 году, а Пономарёву привлекли в качестве адвоката по назначению для одного из задержанных. Адвокат присутствовала на допросе, в ходе которого мужчина признал вину. Позже он отказался от этих показаний и заявил, что Пономарёвой не было на допросе. После этого защитнице стали поступать угрозы. В 2021 году обвиняемых приговорили к 17 годам лишения свободы. При этом участвовавших в процессе адвоката Ирину Кувакину и судью Сергея Кротова арестовали по подозрению во взятке.
Напомним, что в 2023 году СМИ сообщали про множество нападений на адвокатов и юристов в России. В январе стало известно, что накануне Нового года сотрудники подмосковной ДПС применили силу к адвокату Светлане Заводцовой. Это произошло, когда защитница пыталась зафиксировать на камеру телефона, как её доверителю подбрасывают наркотики. В марте челябинского адвоката Николая Кошмана избили прямо у подъезда его дома. Кошману сломали руку и челюсть: он был срочно госпитализирован, ему провели операцию.
1 июля московский адвокат Алексей Журавлёв был избит неизвестными. Он заявил «Улице», что связывает нападение с профессиональной деятельностью. Защитник заявил, что получил множественные травмы, в том числе «сотрясение мозга и обширные гематомы». Однако полиция, по его словам, не стала возбуждать уголовное дело – поэтому адвокат был вынужден обжаловать бездействие сотрудников МВД в столичной прокуратуре.
4 июля адвокат АП Нижегородской области Александр Немов и журналистка «Новой газеты» Елена Милашина прилетели в Грозный на оглашение приговора Зареме Мусаевой – доверительнице Немова. По дороге из аэропорта вооружённые люди остановили такси, вытащили адвоката и журналистку из машины и жестоко избили. Дополнительно Милашину облили зелёнкой и остригли ей волосы; также журналистке демонстративно били по пальцам. На оглашение приговора адвокат так и не попал.
21 июля в Нижегородской области неизвестные напали на адвокатов АП Подмосковья Дмитрия Трунина и Диану Яковлеву. Они приехали в Арзамас в интересах доверителя – собственника земельного участка, который судится с арендатором. Нападение произошло, когда адвокаты вместе с журналистами попытались пройти на спорный участок. У Яковлевой после удара одного из нападавших «болела шея», у Трунина медики зафиксировали рваную рану губы, ему наложили швы.
24 июля у Останкинского суда Москвы неизвестный напал на участников процесса по делу «Центра Т»* – НКО, защищающего права транс-персон. Нападавший облил перцовым газом юристов правозащитной инициативы «Дело ЛГБТ+», активистов и приглашённых на заседание экспертов.
Следует также напомнить о серии нападений на воронежского адвоката Ирину Прищепову. 15 января 2022 года четверо неизвестных мужчин пытались вломиться к ней в квартиру. В апреле того же года неизвестные повредили два автомобиля адвоката – поцарапали краску, разбили зеркала и прокололи шины. 30 апреля в окно её офиса бросили кирпич; 1 мая на ступеньки офиса подбросили подозрительную сумку – из-за этого адвокату пришлось вызывать МЧС. 3 мая на Прищепову прямо во дворе её дома напал мужчина. «Он тряс меня за руки, хватал за плечи и угрожал, что если я не перестану защищать доверителя, сожжёт меня в моей машине», – рассказывала она. 3 июня в окно офиса ещё раз прилетел кирпич, а 9 июня неизвестный бросил в стену офиса Прищеповой «коктейль Молотова» – бутылку с зажигательной смесью. Адвокат написала в общей сложности семь заявлений в полицию. По её словам, за это время её лишь раз вызвали в СК для дачи показаний.
* В реестре «иноагентов».