09.09.2022

Судья запросила у поликлиники диагноз адвоката

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

И потребовала явиться на заседание несмотря на больничный

Защитник адвоката Ирины Савельевой сообщил о давлении на него со стороны мирового судьи Ульяновска. Александр Цветов получил в поликлинике больничный и уведомил судью, что по состоянию здоровья не сможет участвовать в очередном заседании. Но в тот же день он получил требование явиться. Выяснилось, что судья запросила у поликлиники диагноз адвоката – и получила его вместе с выводом врача, что Цветов может участвовать в рассмотрении. Правда, затем из поликлиники пришёл другой ответ – о нетрудоспособности защитника. Адвокат назвал ситуацию «экстраординарной» и запросил у палаты разъяснений. По мнению эксперта, судья не имела права спрашивать о диагнозе адвоката, а поликлиника нарушила врачебную тайну.

«Улица» подробно следила за делом Ирины Савельевой. Напомним, в 2020 году Савельева вступила в защиту бывшего вице-мэра Ульяновска Михаила Сычёва. Тогда у неё отобрали подписку о неразглашении данных следствия. Через несколько месяцев защитница решила получить заключение специалиста. Адвокат хотела от имени Сычёва обжаловать ряд сделок по отчуждению муниципального имущества, чтобы оспорить размер вменяемого ущерба. В качестве эксперта она пригласила свою знакомую Альфию Шарафутдинову, и та согласилась проконсультировать защитницу по материалам дела.

Такие действия следствие посчитало умышленным разглашением сведений об обстоятельствах преступления. Позже выяснилось, что телефон Савельевой прослушивался – именно так следствие узнало про её договорённость с Шарафутдиновой. В отношении защитницы возбудили уголовное дело о разглашении данных предварительного следствия (ст. 310 УК) – имея в виду персональную информацию ряда свидетелей.

В ходе процесса Савельева и её адвокаты не раз указывали судье, что сведения, о которых идёт речь, и так были преданы огласке – в том числе на открытых судебных заседаниях. Именно этот аргумент лёг в основу оправдательного приговора, который 20 июня 2022 года вынесла мировой судья судебного участка №7 Заволжского района Ульяновска. Однако прокуратура подала апелляционную жалобу. 14 июля материалы поступили в Заволжский районный суд Ульяновска – и 27 июля он отменил оправдание Ирины Савельевой.

После отмены оправдательного приговора дело Савельевой передали мировой судье судебного участка №1 Заволжского судебного района Ульяновска Татьяне Макаровой. Очередное заседание по делу Савельевой было назначено на 7 сентября. Но утром 7 сентября адвокат Александр Цветов – защитник Ирины Савельевой – почувствовал себя плохо. Он обратился к врачу городской поликлиники №4, рассказал защитник «АУ». Там ему выдали электронный листок нетрудоспособности и назначили следующее посещение лечащего врача на 12 сентября.

Второй защитник Савельевой, адвокат Владимир Романов, на одном из предыдущих заседаний уведомлял судью, что не сможет присутствовать на заседаниях с 6 по 9 сентября. Тогда судья против этого не возражала. Поэтому Цветов позвонил в аппарат судьи и сообщил, что заболел. Также он направил ходатайство (есть у «АУ»), в котором письменно уведомил об этом. Адвокат попросил отложить заседание на дату позже 12 сентября и сообщить ему дату и время. В ходатайстве Цветов указал номер электронного листка нетрудоспособности.

Вечером адвокат увидел в мобильном телефоне несколько пропущенных вызовов с номера судебного участка №1, а также сообщения в мессенджерах и СМС-сообщения. В них сообщалось, что Цветову нужно явиться на заседание 8 сентября в 8 утра (скриншоты есть у «АУ»).

Сообщение от судебного участка №1

Ваша явка в судебное заседание обязательна, поскольку ваш лечащий врач дал ответ, что вы можете принимать участие в судебных заседаниях.

Утром 8 сентября Цветов позвонил в аппарат мирового судьи. Там ему подтвердили, что сообщения отправлял секретарь. В итоге в заседании в этот день участвовала только Ирина Савельева, рассказывает Александр Цветов. Она попросила судью ознакомить её с запросом в поликлинику и ответом на него. Эти документы есть в распоряжении «АУ».

Оказалось, что судья Татьяна Макарова направила запрос 7 сентября. Она попросила главврача поликлиники Валентину Караулову пояснить, обращался ли Цветов 7 сентября за медпомощью, открыт ли листок нетрудоспособности и какой диагноз в нём указан. «Также прошу сообщить, может ли [Александр Цветов] принимать участие в судебных заседаниях», – написала Макарова. В ответе главврач подтвердила, что адвоката осмотрел терапевт. Более того, она указала судье диагноз – и написала, что Цветов может принимать участие в заседании. При этом на бумаге нет печати поликлиники.

Когда Ирина Савельева ознакомилась с документами, судья отложила заседание на 10:00. К этому моменту выяснилось, что у Макаровой есть другой ответ из поликлиники. На этот раз там сообщалось, что Цветов действительно не может принимать участия в заседании. У Цветова пока нет копии ответа, поэтому он не смог предоставить его «Улице».

Заседание перенесли на 9 сентября. И в этот день Макарова снова отложила рассмотрение, поскольку Цветов всё ещё не может явиться по состоянию здоровья. По словам адвоката, больше от него не требуют посещать заседания – просто уведомляют об их переносе.

Тем не менее 8 сентября Цветов направил обращение в совет АП Ульяновской области (есть у «АУ»), где попросил разъяснить порядок действий в «экстраординарной» ситуации. Он заявил, что никогда ранее не сталкивался с требованием судьи явиться на заседание во время амбулаторного лечения – и с тем, чтобы судья запрашивала у врача объяснения о состоянии здоровья адвоката. Цветов добавил, что в процессе сложилась «напряжённая и конфликтная атмосфера». Он рассказал, что мировой судья Макарова начала рассматривать дело 16 августа – и заседания проходят «практически каждый день».

Адвокат Александр Цветов

При назначении заседаний мировой судья Макарова не считается с занятостью защитников и самой Савельевой, зачастую назначая заседания на те же даты и время, на которые у участников уже были назначены другие судебные заседания, в том числе и в районных судах.

Александр Цветов попросил палату сообщить, является ли неявка адвоката, который находится на амбулаторном лечении, нарушением КПЭА. Также защитник попросил не выделять адвоката по назначению, если от Макаровой поступит такое требование – так как на это нет законных оснований. Он пояснил «Улице», что защита не исключает такого развития событий. Ещё одна просьба Цветова к палате – «поставить на контроль» рассмотрение дела Савельевой.

В АП Ульяновской области не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. «Улица» направила письменный запрос.

Федеральный судья в отставке Сергей Пашин считает действия мирового судьи незаконными. Он напомнил про требования законодательства о здравоохранении и законодательства о конфиденциальной информации. «Сведения о состоянии здоровья пациента – даже если это адвокат – относятся к категории конфиденциальной информации, – заявил «Улице» Пашин. – Лечебные учреждения обязаны выдавать такую информацию по запросам суда и следствия – однако лишь по делам, находящимся в их производстве. И поскольку в отношении адвоката не рассматривалось никакого дела, то суд просто не был вправе обращаться за такой информацией». Сергей Пашин не исключает, что в поликлинике просто «не сообразили», что судья не мог запрашивать у них такие данные: «Но понятно, что была нарушена медицинская тайна и медицинская этика».

При этом сама по себе неявка адвоката не означает, что доверитель может быть лишён права на защиту, отмечает судья в отставке. «Если адвокат не является в процесс, то есть два вопроса. Первый – уважительная ли причина? Но это вопрос для дисциплинарного производства, – подчёркивает Пашин. – И второй вопрос – может ли защитник явиться в разумно короткие сроки? Если доверитель говорит, что ему нужен именно этот адвокат, то суд должен ждать пять суток. Только потом он может назначить адвоката. А если доверитель согласен на замену защитника, это можно сделать и раньше».

Александр Цветов считает, что судья пыталась оказать на защиту давление – чтобы поскорее рассмотреть дело. По словам адвоката, ещё в августе Макарова заявила: согласно УПК мировой судья рассматривает дела в течение месяца с момента поступления – и именно в такой срок она собирается уложиться. «Может быть, у неё какой-то свой УПК, потому что мы такого требования там не нашли», – говорит Цветов.

Адвокат подчёркивает, что защите нет смысла затягивать рассмотрение дела. «Сроки привлечения Савельевой к уголовной ответственности истекают в конце сентября. Но для нас это не имеет никакого значения, потому что Ирина Владимировна не согласна на прекращение дела по этому основанию», – объяснил Цветов. Однако адвокат не исключает, что спешка судьи связана с именно со сроками. «Улица» направила запрос в судебный участок.

Процесс
Дело Ирины Савельевой
«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.