16.12.2022

Суд отстранил адвоката из-за статуса «иноагента»

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

При этом защитник видел все «секретные» материалы дела ещё до внесения в реестр

Третий апелляционный суд отвёл краснодарского адвоката Михаила Беньяша* от участия в деле бывших росгвардейцев, отказавшихся ехать на «специальную военную операцию». Судья указал, что Беньяша включили в реестр «иностранных агентов» – и сослался на новый закон, позволяющий не допускать людей с таким статусом к гостайне. Беньяш указывает, что отвод как минимум запоздал – ведь он давно занимается иском и уже видел все «секретные» бумаги. Он намерен оспорить решение суда.

«Улица» уже рассказывала про иск бывших сотрудников Росгвардии к ведомству. В марте 12 человек уволили из-за отказа участвовать в «специальной военной операции»; они посчитали это незаконным и попытались восстановиться на службе. Росгвардия настаивала, что в деле содержится гостайна, поэтому процесс проходил в Краснодарском краевом суде в закрытом режиме. «Количество истцов сократилось с 12 до трёх, меня ознакомили с “секреткой”. В августе нам отказали в иске, я подал апелляцию», – рассказал Беньяш. Через два месяца адвоката включили в реестр «иностранных агентов».

Третий апелляционный суд общей юрисдикции должен был рассмотреть жалобу на отказ в иске 13 декабря. Незадолго до этого Беньяш подал ходатайство об отложении из-за занятости в другом процессе. Сегодня адвокат решил выяснить, на какую дату назначено заседание. Вместо этого Беньяшу сообщили, что он отведён от дела росгвардейцев.

Сообщение Третьего апелляционного суда

Протокольным определением Третьего апелляционного суда было принято решение об отводе адвоката Беньяша от участия в деле, поскольку он признан иностранным агентом, а в деле есть доказательства, составляющие государственную тайну, а иностранный агент не имеет права допуска к гостайне.

В пресс-службе суда сослались на закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который вступил в силу 1 декабря. Там говорится, что включение в «иноагентский» реестр «может являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне». История Беньяша – первый известный случай использования этой нормы применительно к адвокату.

Адвокат Иван Павлов*, имеющий большой опыт работы по делам, связанным с гостайной, подчёркивает: отвод Беньяша нарушает права его доверителей. По его мнению, Третий апелляционный должен был толковать применённую им норму закона с учетом решения, которое было принято в 1996 году Конституционным судом России. Тогда КС разрешил гражданам самим выбирать себе адвокатов, вне зависимости наличия у них заранее оформленного допуска к гостайне. В том постановлении КС сослался на гарантированное Конституцией право получения квалифицированной юридической помощи. С тех пор защитников по уголовным делам и представителей по гражданским и административным делам стали допускать в процесс после дачи подписки о неразглашении. «И решение [об отводе], и такое толкование закона о гостайне, которое было применено Третьим апелляционным судом, вступают в противоречие с решением Конституционного Суда, сохраняющим свою силу», – уверен Павлов.

Михаил Беньяш саркастически указывает, что решение Третьего апелляционного запоздало: его отвод «не защитит гостайну от “иноагента”». Ведь он участвует в деле с самого начала, поэтому успел ознакомиться со всеми секретными материалами ещё до внесения в реестр, напомнил защитник.

Адвокат Михаил Беньяш

Я уже знаком с «секреткой». И я не знаю, как они меня заставят что-то забыть. Я не знаю таких правовых инструментов. Лоботомия, что ли?

Беньяш указывает на правовую коллизию, которая мешает «иноагентам» оспорить новое ограничение. Решение об отводе оформлено в виде протокольного определения суда – поэтому обжаловать его можно только вместе с итоговым постановлением по делу. Но из-за наличия в деле гостайны этот документ также будет считаться секретным. А значит, адвокат-«иноагент» вряд ли сможет с ним ознакомиться – и тем более обжаловать его. Поэтому Беньяш намерен подать частную жалобу на отвод. В адвокатскую палату он обращаться не планирует, так как не видит у неё возможностей повлиять на ситуацию. Председатель КЗПА АП Краснодарского края Ростислав Хмыров сообщил «Улице», что комиссия не может прокомментировать ситуацию, раз сам адвокат к ней не обращался.

Это не первый случай, когда статус «иноагента» негативно влияет на профессиональную деятельность Беньяша. В другом деле процессуальный оппонент – представительница компании «ТолльятиАзот» – потребовала его отвода. Она заявила** суду, что «господин Беньяш признан иностранным агентом, и вообще неизвестно, в интересах какого государства здесь выступает».

Добавим, недавно в отношении Михаила Беньяша составили уже второй протокол о «дискредитации армии» (ст. 20.3.3 КоАП), но пока он не был рассмотрен. А на этой неделе Министерство юстиции потребовало лишить его статуса из-за высказываний в соцсетях.

* Внесён в реестр «иноагентов».

** Ссылка на соцсеть лица, внесённого в реестр «иноагентов».

Процесс
Агенты своих доверителей
«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.