Столичного юриста не пропустили в нижегородский суд
Он находился в здании, но судья заявил о неявке
14 мая Канавинский районный суд Нижнего Новгорода отказался допустить к заседанию юриста Николая Зборошенко, который приехал из Москвы и не прошёл 14-дневный карантин. Зборошенко рассказал «Улице» подробности произошедшего.
Юрист представляет интересы столичной организации в рамках трудового спора с работником, проживающим в Нижнем Новгороде. Тот обратился в суд по месту жительства. Первое заседание прошло в марте, ещё до введения карантинных ограничений, второе было назначено на 14 мая. Однако в апреле губернатор Нижегородской области Глеб Никитин издал указ о том, что все лица, прибывшие в регион из Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области, обязаны две недели соблюдать режим полной изоляции. 6 мая Зборошенко направил в суд ходатайство об отложении слушания дела – «для подстраховки», как он пояснил «Улице». В документе юрист сослался на «неблагоприятную эпидемиологическую обстановку» и на указ губернатора, после чего сделал вывод, что «участие представителя истца в настоящее время представляется невозможным». Зборошенко попросил отложить заседание «до отмены ограничительных мер, установленных в Нижегородской области». По словам юриста, использовать ВКС было невозможно, так как суд на первом заседании потребовал привезти из Москвы ряд документов.
Ответа на ходатайство он не получил. Дозвониться в аппарат суда также не удалось – «никто не отвечал». В итоге Николай Зборошенко 14 мая приехал в Нижний Новгород на поезде. Ещё в пути проводница предложила ему подписать уведомление о необходимости соблюдения режима самоизоляции, но Николай отказался, пояснив, что подобное требование на него не распространяется.
Юрист Николай ЗборошенкоПраво на судебную защиту не может быть ограничено в принципе. Ни нормативно-правовым актом главы субъекта федерации, ни даже федеральным законом.
В Нижнем Новгороде полицейские на перроне останавливали всех прибывших из Москвы, но Зборошенко показал им судебное извещение о назначенном слушании и его пропустили без вопросов. Придя в суд, юрист представился приставам и попросил сообщить судье о явке – чтобы его пропустили для участия в заседании. Они записали Зборошенко в журнале посетителей и предложили набрать по внутреннему номеру помощницу судьи. По словам юриста, та сообщила, что заседание не состоится – и заявила: «Вы с ума сошли, что приехали сюда».
Зборошенко напомнил, что заседание было назначено на эту дату – и его никто не предупредил об отмене. Он предложил дождаться представителя второй стороны и вместе согласовать новую дату. Помощница, по его словам, попыталась «переложить ответственность на приставов» – сказала им, что они могут пропустить Зборошенко без справки о карантине «под свою ответственность». Те ожидаемо отказались принимать такое решение. Тогда она отправилась консультироваться с судьёй; тем временем приехал и нижегородский адвокат Александр Немов, представляющий в деле интересы работника. Девушка вернулась от судьи, вручила Зборошенко распечатку указа губернатора Никитина и попросила расписаться в уведомлении о необходимости соблюдения самоизоляции. Юрист подчёркивает – и она, и приставы были без масок и перчаток.
Юрист Николай ЗборошенкоЯ отказался, заявив, что суды не обязаны подчиняться нормативке глав субъектов Федерации. После этого мне сказали, что сейчас суд пригласит Роспотребнадзор для выдворения меня в какой-то обсерватор. Но никто не приехал – и в итоге моего процессуального оппонента пропустили в зал, а меня нет.
Вернувшись, оппонент юриста рассказал ему, что в зале состоялось «что-то вроде формального судебного заседания». «Под аудиопротокол была заявлена неявка второй стороны, то есть меня, – возмущён Николай Зборошенко. – При этом заведомо было известно, что я явился, жду рядом. То есть фактически был сфальсифицирован аудиопротокол судебного заседания».
Слушание было отложено, «явочным порядком» была назначена дата следующего заседания. При этом никакого извещения о переносе выдано не было – о новой дате Зборошенко узнал только со слов Немова, представляющего другую сторону. «У меня нет оснований не доверять ему, поскольку мы знакомы. Просто так получилось, что представляем интересы разных сторон в одном процессе», – пояснил Николай Зборошенко. Сам Немов в разговоре с «Улицей» подтвердил, что Зборошенко не пустили в суд приставы, но процесс комментировать не стал. «АУ» также отправила запрос в суд, но там не смогли оперативно ответить на вопросы.
Николай Зборошенко сразу же проинформировал нанимателя о произошедшем – по его словам, никаких претензий предъявлено не было. Однако он видит в действиях суда сразу несколько грубых нарушений.
Юрист Николай ЗборошенкоВо-первых, суд применил региональный нормативный акт, хотя суды не подчиняются региональным властям и вообще каким-либо органам исполнительной власти. Во-вторых, налицо фальсификация аудиопротокола судебного заседания. И в-третьих, суд применил ко мне дискриминационный подход по признаку места жительства. Мой коллега был допущен в здание суда, а я нет. Мягко говоря, странно, не имея местожительства в Нижнем Новгороде, сидеть где-то 14 дней в карантине.
Теперь он намерен для начала подать жалобу на судью в квалифколлегию, «поскольку она, очевидно, не контролирует свой аппарат – её помощница достаточно хамски со мной обращалась». Кроме того, он собирается в ближайшее время обратиться в Следственный комитет с заявлением о фальсификации протокола судебного заседания – «ведь в аудиопротокол были внесены заведомо недостоверные сведения». Николай Зборошенко видит перспективы и для ЕСПЧ – всё из-за того же «дискриминационного подхода» суда.
Ранее «Улица» писала о других случаях недопуска юристов в процесс из-за карантинных ограничений, введённых в разных регионах. 16 апреля Ленинский районный суд в Кирове не пустил на заседание московского адвоката Александру Резчикову. Позже, 30 апреля, Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга не допустил в процесс защитника Андрея Токарева, также прибывшего накануне из столицы. А 6 мая московский адвокат Валерия Зенцова не смогла попасть на заседание в Краснодарском краевом суде – её просто не выпустили из аэропорта. Между тем адвокат Андрей Чегодайкин из Москвы рассказал «Улице», как ему удалось избежать требования следствия «отбыть двухнедельный карантин» после прибытия в Казань.