17.08.2023

Столичная полиция не заинтересовалась нападением на адвоката

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

«Улица» поговорила с избитым защитником

Московский адвокат Алексей Журавлёв был избит неизвестными 1 июля. Он заявил «Улице», что связывает нападение с профессиональной деятельностью. Защитник заявил, что получил множественные травмы, в том числе «сотрясение мозга и обширные гематомы». Однако полиция, по его словам, не стала возбуждать уголовное дело – поэтому адвокат был вынужден обжаловать бездействие сотрудников МВД в столичной прокуратуре.

Первым о нападении на Алексея Журавлёва рассказал «Коммерсантъ». Ссылаясь на самого адвоката, издание сообщило, что Журавлёв защищает фигуранта уголовного дела о «больничных насильниках». Речь идёт о группе заключённых, которые, по версии следствия, насиловали и избивали осуждённых в туберкулезной больнице №1 саратовского управления ФСИН. По данным издания, доверитель Журавлёва пошёл на сделку со следствием – и дал показания о том, что действиями «больничных насильников» руководили сотрудники ФСИН. Также «Ъ» сообщил, что заключённый выступил свидетелем обвинения по делу криминального авторитета, осуждённого по статье о занятии высшего положения в преступной иерархии (ст. 210.1 УК). «Коммерсант» подчеркнул: «Один из нападавших сообщил, что ему (Журавлёву. – “АУ”) досталось за подзащитных, которых “надо давить”».

«Это попытка очень просто разобраться с мафией»
Александр Брестер – об исключении «воровских» статей из подсудности присяжных

По данным издания, дело о нападении на адвоката до сих пор не возбудили – поэтому АП Москвы обратилась к председателю СКР Александру Бастрыкину, к главе МВД Владимиру Колокольцеву и к генпрокурору Игорю Краснову.

«Улица» связалась с Алексеем Журавлёвым. Он подтвердил, что 1 июля в московском районе Некрасовка на него напали пятеро неизвестных. Адвокат связывает нападение с профессиональной деятельностью, но ещё не готов раскрывать СМИ подробности ситуации. «Пока могу сказать только, что нападение действительно было, я снял побои и вынужден был взять больничный», – сказал он «Улице».

Журавлёв добавил, что защитой его интересов «пока занимается только адвокатская палата Москвы» – а вот полиция действительно отказывается возбуждать уголовное дело. В МВД ему «ничего не ответили и ничего не объяснили», поэтому он решил обратиться в надзорное ведомство.

Адвокат Алексей Журавлёв

У меня была зафиксирована травма носа, обширная гематома мягких тканей лица, сотрясение мозга и гематомы на теле. Потому меня особенно удивляет отсутствие уголовного дела, и в настоящий момент я обжалую бездействие полиции в прокуратуру Москвы.

До «согласования дальнейших действий» с коллегами по палате Алексей Журавлёв отказался предоставить «Улице» копии заявлений в полицию и прокуратуру. Про обращение к Бастрыкину ему «ничего не известно». Впрочем, он подчеркнул, что «в настоящий момент адвокатской палатой активно осуществляется его защита, а также других адвокатов, на которых были совершены нападения» в последнее время: «Я сейчас преследую одну цель – добиться возбуждения уголовного дела по факту нападения на адвоката в связи с осуществлением им профессиональной деятельности, то есть по ст. 296 УК», – сказал Журавлёв.

«Улица» обратилась за комментариями к члену АП Москвы Евгению Бобкову, которого цитировал «Коммерсант». Он переадресовал «Улицу» в пресс-службу палаты; там на запрос редакции пока не ответили.

Напомним, что 2023 год стал рекордным по количеству нападений на адвокатов и юристов в России. В январе сотрудники подмосковной ДПС применили силу к адвокату Светлане Заводцовой. Это произошло, когда защитница пыталась зафиксировать на камеру телефона, как её доверителю подбрасывают наркотики. В марте челябинского адвоката Николая Кошмана избили прямо у подъезда его дома. Кошману сломали руку и челюсть: он был срочно госпитализирован, ему провели операцию.

4 июля адвокат АП Нижегородской области Александр Немов и журналистка «Новой газеты» Елена Милашина прилетели в Грозный на оглашение приговора Зареме Мусаевой – доверительнице Немова. По дороге из аэропорта вооружённые люди остановили такси, вытащили адвоката и журналистку из машины и жестоко избили. Дополнительно Милашину облили зелёнкой и остригли ей волосы; также журналистке демонстративно били по пальцам. На оглашение приговора адвокат так и не попал.

6 июля двое мужчин напали на адвоката АП Московской области Елену Пономарёву. Её облили зелёнкой на автобусной остановке в Москве; защитница получила ожог роговицы.

21 июля в Нижегородской области неизвестные напали на адвокатов АП Подмосковья Дмитрия Трунина и Диану Яковлеву. Они приехали в Арзамас в интересах доверителя – собственника земельного участка, который судится с арендатором. Нападение произошло, когда адвокаты вместе с журналистами попытались пройти на спорный участок. У Яковлевой после удара одного из нападавших «болела шея», у Трунина медики зафиксировали рваную рану губы, ему наложили швы.

24 июля у Останкинского суда Москвы неизвестный напал на участников процесса по делу «Центра Т»* – НКО, защищающего права транс-персон. Нападавший облил перцовым газом юристов правозащитной инициативы «Дело ЛГБТ+», активистов и приглашённых на заседание экспертов.

Следует также напомнить о серии нападений на воронежского адвоката Ирину Прищепову. 15 января 2022 года четверо неизвестных мужчин пытались вломиться к ней в квартиру. В апреле того же года неизвестные повредили два автомобиля адвоката – поцарапали краску, разбили зеркала и прокололи шины. 30 апреля в окно её офиса бросили кирпич; 1 мая на ступеньки офиса подбросили подозрительную сумку – из-за этого адвокату пришлось вызывать МЧС. 3 мая на Прищепову прямо во дворе её дома напал мужчина. «Он тряс меня за руки, хватал за плечи и угрожал, что если я не перестану защищать доверителя, сожжёт меня в моей машине», – рассказывала она. 3 июня в окно офиса ещё раз прилетел кирпич, а 9 июня неизвестный бросил в стену офиса Прищеповой «коктейль Молотова» – бутылку с зажигательной смесью. Адвокат написала в общей сложности семь заявлений в полицию. По её словам, за это время её лишь раз вызвали в СК для дачи показаний.

* В реестре «иноагентов».

Процесс
Нападения на адвокатов и юристов

Автор: Мария Тобик

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.