15.12.2020

СПЧ займется проблемой недопуска адвокатов в СИЗО

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Ситуацию в «Лефортово» совет хочет обсудить отдельно

Глава СПЧ Валерий Фадеев заявил журналистам, что совет озабочен проблемой систематического недопуска адвокатов в «Лефортово» и другие СИЗО. По словам главы СПЧ, необходимо добиваться соблюдения принципа равных прав для стороны обвинения и стороны защиты. В СПЧ «Улице» рассказали, что совет намерен обсудить проблему с ФСИН и адвокатским сообществом.

«Этот вопрос в повестке работы Совета, коллеги этим занимаются, – цитирует Фадеева РАПСИ. – Когда эпидемия разразилась – оправдывали эпидемией. Потом выяснилось, что адвокатов не пускают, а следователей пускают. Мы тоже на это указывали – это неправильно. Конечно, там, где нарушаются равные права и обязанности обвинения и защиты, с этим надо всегда разбираться и добиваться реализации равных прав».

Напомним, что «Улица» не раз писала о проблеме недопуска адвокатов в СИЗО. В последнее время с этим чаще всего сталкиваются адвокаты, чьи подзащитные содержатся в СИЗО «Лефортово». Согласно УПК, защитник может встретиться с доверителием в СИЗО при наличии удостоверения и ордера адвоката. Но по какой-то причине в «Лефортово» невозможно попасть без дополнительного разрешения следователя: он должен сообщить администрации СИЗО, что адвокат допущен в дело. Следствие использует этот порядок, чтобы «выдавить» неугодных защитников. Так, адвокат Дмитрий Мыльцын уже третий месяц пытается попасть СИЗО к своему подзащитному Александру Луканину, которого задержали в Томске в сентябре и обвиняют в госизмене. Мыльцын заключил соглашение с семьёй Луканина – однако следователь утверждает, что мужчина нашёл себе другого защитника.

Похожая ситуация с недопуском сложилась и у адвоката Ольги Динзе. Её подзащитный, как и доверитель Мыльцына, якобы написал отказ от адвоката – даже не встречаясь с ней. Динзе также пришлось добиваться разрешения следователя на допуск в «Лефортово». Такая же история произошла и в столичном СИЗО-6, куда уже два месяца не может попасть адвокат Александра Пирогова. Сотрудники изолятора утверждают, что «следователь запретил встречи обвиняемой с новыми адвокатами без его разрешения».

Член СПЧ, заместитель председателя ОНК Москвы и член Общественного Совета ФСИН России Ева Меркачёва рассказала «Улице», что в последнее время в совет поступает всё больше таких жалоб и обращений от родственников и адвокатов людей, содержащихся в СИЗО. «У нас таких обращений много. Мы про эту проблему уже заявляли руководству ФСИН. Мы будем собирать адвокатское сообщество и сотрудников учреждений, будем как-то пытаться достучаться до последних, чтобы они не нарушали права, – рассказала Меркачёва. – Будем думать, требуется ли изменение закона. Но, на мой взгляд, не требуется. Достаточно исполнения действующего законодательства сотрудниками». Она добавила, что СПЧ планирует отдельное заседание по «Лефортово». «Правозащитники, заключённые, их родственники и адвокаты считают, что там очень много нарушений, которые требуют срочного вмешательства гражданского общества», – сказала член СПЧ.

Конкретная дата заседания пока не назначена. На вопрос, будет ли СПЧ привлекать к этой работе ФПА, Меркачёва сказала, что «надо хотя бы пару адвокатов позвать, которые обозначили бы эту проблему». Впрочем, по её словам, и в самом СПЧ «есть достаточно адвокатов». Помимо этого она рассказала, что ФСИН пока не дала конкретных ответов на обращения совета. «Сказали, что будут проблему решать как-то», – пересказала позицию ведомства Меркачёва.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.