18.05.2023

Слова адвоката про «язык взрывов» признали нарушением этики

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Квалифкомиссия поддержала претензии Минюста к Илье Новикову*

Как стало известно «Улице», квалификационная комиссия АП Москвы подготовила заключение по «дисциплинарке» известного адвоката Ильи Новикова. Члены комиссии решили, что слова адвоката о допустимости «взрывов на российских военных складах» нарушают Кодекс профессиональной этики. Сам Новиков заявил «Улице»: находясь в Киеве, он действительно «поддерживает разрешение конфликтных ситуаций насильственными и общеопасными способами».

В апреле 2023 года Минюст направил палате представление в отношении Новикова. Как рассказывала «Улица», поводом стало письмо из федерального Центра по борьбе с экстремизмом. Там проанализировали интервью, которое адвокат в мае 2022 года дал каналу сторонников Алексея Навального «Популярная политика». Эксперт центра «Э» посчитал, что Новиков обвинил Владимира Путина в разрушении Мариуполя – и высказал «утверждение о допустимости уничтожения, разрушения посредством взрывов складов, мостов, находящихся на территории Российской Федерации, а также российских морских судов». В Минюсте решили, что такие заявления нарушают КПЭА и Правила поведения адвокатов в Интернете. Ведомство потребовало лишить Новикова статуса.

Квалификационная комиссия АП Москвы рассмотрела представление Минюста 19 апреля (заключение есть у «АУ»). Сам адвокат не участвовал в заседании: в последние годы Новиков живёт в Украине, где также получил статус адвоката. Члены комиссии изучили видеозапись интервью. Также они отдельно обсудили две фразы Новикова: «Единственный язык, на котором можно говорить с Путиным, – это взрывы, там, на всяких складах российских под Белгородом, под Пермью. Всякие мосты, которые обрушились внезапно, всякие корабли, которые потонули» и «Даже неважно, понимает он его или нет – этот язык в любом случае доходит».

В комиссии решили, что зрители воспринимали слова Новикова как высказывания российского адвоката: «Сама по себе известность адвоката Новикова, его участие в рассмотрении ряда резонансных дел, активное присутствие в публичном пространстве (…) именно в качестве адвоката обусловливают то, что общественность соотносит его публичные высказывания с принадлежностью к адвокатскому сообществу». Кроме того, в анонсе интервью Новикова представили именно как адвоката.

Из-за этого «форма и содержание» высказываний Новикова должны были соответствовать Правилам поведения адвоката в Интернете, посчитали в комиссии. В частности, им должны «быть чужды правовой нигилизм, любой вид агрессии, розни и нетерпимости». По мнению членов комиссии, слова Новикова не соответствовали этому требованию.

Квалификационная комиссия АП Москвы

Фразы адвоката Новикова (…) означают поддержку адвокатом разрешения конфликтных ситуаций насильственными и при этом общеопасными способами.

В итоге комиссия согласилась с Минюстом, что Новиков нарушил п.1 ст. 4 (необходимость сохранять честь и достоинство) и п. 2 ст. 5 (требование избегать действий, подрывающих доверие к адвокатуре) КПЭА. Однако в комиссии не увидели нарушений двух других норм Кодекса, о которых заявляло ведомство. Это п. 4 ст. 9 (приоритет обязанностей по поручениям над другой деятельностью) и пп. 1 п. 2 ст. 15 (запрет на выражения, умаляющие честь, достоинство или деловую репутацию адвоката или корпорации). В комиссии подчеркнули, что не нашли оснований для иной квалификации или профессионально-этической оценки высказываний адвоката.

«Комиссия пришла к выводу, что в моих словах содержится “поддержка адвокатом разрешения конфликтных ситуаций насильственными и при этом общеопасными способами”. Это удивительно нелепая и беспомощная формулировка на втором году *** [ввода российских войск на территорию Украины], – заявил “Улице” Илья Новиков. – Особенно на фоне обсуждения советом ФПА перевода 10 миллионов адвокатских денег “на подержку СВО”, фронтовых подвигов Юмадилова и всего боевого угара российской адвокатуры. Или как минимум её заметной части».

«Конечно же, я поддерживаю разрешение конфликтных ситуаций насильственными и общеопасными способами, – заявил Новиков. – И почти все остальные в России поддерживают, и члены комиссии поддерживают это в полном составе. А если нет, то молчат об этом, потому что сказать вслух в России, что ты что-то из этого не поддерживаешь, – значит совершить дискредитацию российской армии. Формулировки “Нет войне” и “Миру мир” давно под запретом. Не поддерживал насильственные способы разрешения конфликтов Талантов, и все знают, что из этого вышло».

Адвокат Илья Новиков

Только вчера в три ночи над моим домом в Киеве полчаса работала ПВО, *** («Улица» вынуждена удалить часть текста из-за цензурных законов). Когда ты слышишь эти звуки не по телевизору, а прямо у себя за окном, ты очень быстро начинаешь поддерживать насильственные и общеопасные способы уничтожения всего этого стреляющего по тебе дерьма.

«И если потом где-то в далёкой и пока ещё мирной Москве находятся люди, которые говорят тебе, что ты не должен это поддерживать, потому что ты адвокат, ты просто не вступаешь с ними в диалог. Потому что о чём тут говорить», – сказал Новиков. По его словам, совет столичной палаты рассмотрит заключение квалификационной комиссии 30 мая.

Это уже второе представление в отношении адвоката. Летом прошлого года Минюст обвинил его в использовании лексики, порочащей честь адвоката. Речь шла о фразе «Да пошло оно на **й, если честно, российское Минобороны», которую Новиков произнёс в эфире телеканала «Дождь»* в марте 2022 года. Минюст также посчитал нарушением то, что Новиков состоит в киевском адвокатском объединении Barrister. По мнению ведомства, российский адвокат может состоять только в одном российском адвокатском образовании. Тогда палата вынесла Новикову замечания за ненормативную лексику. Минюст попытался оспорить это решение в суде, но затем устранился от разбирательства – и дело прекратили.

* Внесён в реестр «иноагентов».

Процесс
Адвокаты и цензура

Автор: Анна Иванова

Редактор: Александр Творопыш

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.