Приставы не выпускали адвоката из суда
Чтобы освободиться, ему пришлось вызвать полицию
Петербургского адвоката Виталия Черкасова около часа удерживали в здании мирового суда, требуя удалить видео с сотрудницей канцелярии. Он утверждает, что снимал бумаги и буквально на секунду запечатлел секретаря – чтобы были доказательства подачи бумаг. Приехавшая полиция встала на сторону адвоката. Теперь он намерен обратиться с жалобой в судейскую Квалифколлегию и прокуратуру.
Виталий Черкасов представлял интересы Евгении Полюдовой, которую привлекают за нарушение режима самоизоляции (ч. 2 ст. 8.6.1 закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»). По версии полиции, 23 января она незаконно участвовала в массовой акции. Дело разбиралось 12 марта в судебном участке №203 мирового суда Санкт-Петербурга.
Приехав в суд, Черкасов увидел, что рабочий день судьи Алексея Кузнецова расписан по минутам. «У него была назначена череда аналогичных дел, на рассмотрение которых он планировал потратить по пять минут. Все привлекаемые, кого я видел, приходили без защитников, – рассказал он "Улице”. – В 14 часов вызвали одного человека, а в 14:05 уже меня».
Когда адвокат зашёл в зал судебных заседаний, то не нашёл места, где мог бы сесть и разложить бумаги по делу. «В зале кроме судейского были ещё два стола. Но их занимали девушки – они вели рутинную работу с бумагами явно не по нашему делу», – написал Черкасов в Фейсбуке*. Напомним, ранее «Улица» подробно рассказывала о подобных случаях неуважительного отношения судей к защите.
Адвокату пришлось разложить бумаги на тумбе. Он обратил внимание судьи на то, что условия «не особо» подходят для работы адвоката. Но тот попросил быстрее зачитывать ходатайства. «Не представившись, не проведя предварительные процедуры, не разъясняя обязанности и права», – вспоминает адвокат. Черкасов подал письменное ходатайство о вызове прокурора; он начал обосновывать необходимость присутствия гособвинителя, но судья прервал адвоката: «Я знаю эти доводы. Передайте сюда». В ходатайстве было отказано. После этого судья отказался вызывать полицейских, составлявших протокол на Полюдову. Не стал суд исследовать и записи видеокамер, представленные адвокатом – по словам Черкасова, они свидетельствуют, что в месте задержания не было массового скопления людей. Судья лишь приобщил диск с записью к материалам дела. «Других ходатайств письменных нет? Нет! Штраф – 4 000 рублей!» – завершил заседание судья. Черкасов попытался ознакомить суд с письменной позицией защиты, но Кузнецов посоветовал ему передать документ через канцелярию.
В канцелярии адвокат оформил письменную позицию защиты. Но поскольку документ был в единственном экземпляре, Черкасов попросил у секретаря разрешения сделать фотокопию.
Адвокат Виталий ЧеркасовКогда я сфотографировал, у меня «включилась паранойя». Я подумал, что если меня так встретили в этом судебном участке, то возможна любая оказия, и мне нужно качественно зафиксировать факт подачи документа – иначе потом не докажешь.
Черкасов включил режим съёмки видео и пролистал документ от первого до последнего листа. «А потом, чтобы верифицировать видео, привязать его именно к территории этого судебного участка, я на полсекунды приподнял телефон. И в кадр попала секретарь суда».
Сотрудница канцелярии возмутилась съёмкой и потребовала удалить видео. «Это запрещено! Вы не имеете права меня снимать. Я вам не давала разрешения», – говорит женщина на сделанной адвокатом аудиозаписи (есть в распоряжении «АУ»). Черкасов попытался объяснить ей, почему вёл съемку. «Вы нарушили моё личное пространство. Откуда я знаю, может, вы там отфотошопите и вставите моё лицо куда-то, – настаивала женщина. – Вы снимаете видео для того, чтобы мы не подделали документы. Точно так же и я вам ответочку даю». В канцелярию пришёл пристав. «Они окружили меня и напирали, что необходимо удалить запись – после этого у них все претензии исчезнут, – говорит адвокат. – Я сказал, что мне не предоставили законных обоснований, так что удалять ничего не буду».
По его словам, сотрудники суда обосновывали свои требования «Правилами поведения граждан в здании (помещениях) судебного участка №№203, 206 г. Санкт-Петербурга», размещёнными тут же на стенде. Согласно п. 2.5, «фотосъёмка, видеозапись <...> в здании СУМС и других служебных помещениях СУМС – мировых судей в средствах массовой информации допускается с разрешения председательствующего судьи в судебном заседании». Черкасов считает, что эти требования распространяются на СМИ, а не на адвокатов. Других пунктов, связанных с запретом видеосъёмки, он в документе не нашёл.
Дискуссия проходила рядом с кабинетом судьи Кузнецова. «Он через открытую дверь давал им команды и сказал вызывать полицию», – говорит Черкасов. Тогда адвокат тоже вызвал полицию, сообщив, что его незаконно удерживают.
Приставы, дежурившие на выходе из суда, сообщили Черкасову, что не выпустят его до приезда полиции (этот момент есть на сделанной адвокатом видеозаписи). Черкасов решил не идти на прорыв: «Я не хотел давать повод усугублять ситуацию. Пристав мне пояснил: “Вы задержаны непроцессуально на основании указания мирового судьи”. Я никогда с таким не сталкивался. Но после того, что продемонстрировал судья в судебном заседании, я уже ничему не удивлялся».
Наряд ППС приехал через час. К удивлению Черкасова, сотрудники полиции оказались «вполне адекватными людьми» и попытались разобраться в ситуации. «Они выслушали мнение приставов и моё мнение. Я им продемонстрировал короткое видео, и они сказали, что ничего противозаконного в нём не видят, – рассказывает защитник. – Приставы сходили к судье, тот позвал одного из сотрудников к себе и что-то пытался ему донести. Но когда сотрудник вышел, то по-прежнему говорил, что у него нет никаких оснований обязывать адвоката удалять видео». После этого Черкасова выпустили из здания и он поехал в отдел полиции, чтобы дать письменное объяснение. «Я не стал там писать заявления о проведении какой-либо проверки, потому что понимал: в отношении судьи такая проверка проводиться не будет», – сказал адвокат. Тем не менее он намерен обратиться в Квалификационную коллегию судей и прокуратуру Санкт-Петербурга.
«Улица» пообщалась по телефону с секретарём судебного участка №203 мирового суда Санкт-Петербурга. Она представилась Юлией Анатольевной и подтвердила, что попала на видео Черкасова – но отказалась рассказать подробности конфликта. Не стала она обсуждать и запрет адвокатам вести съёмку: «Мне судья ничего не говорил, я никого не вызывала, всё. Больше ничего вам не скажу. Он [Черкасов] приносил, передавал в канцелярию документы и всё. Я не буду вам давать никаких комментариев».
* Принадлежит Meta – признана экстремистской организацией и запрещена