Приставам разрешили удерживать адвоката
СК Севастополя не увидел проблемы в применении силы к защитнику
Следственный комитет Севастополя отказался возбуждать уголовное дело по заявлению адвоката Олеси Лютиковой о превышении полномочий судебными приставами. Женщина утверждала, что сотрудники ФССП хватали её за руку, ударили в живот и незаконно удерживали в здании службы. Судмедэкспертиза зафиксировала последствия применения силы, но в СК не обратили на это внимания. В АП Севастополя считают отказ незаконным и планируют его обжаловать.
Как ранее писала «Адвокатская газета», 12 мая защитница Олеся Лютикова приехала в Гагаринский отдел ФССП по Севастополю ознакомиться с документами по делу доверителя. Приставы отказались показывать бумаги. Вместо этого они заявили, что адвокат должна получить два требования и квитанцию для оплаты задолженности, адресованные её доверителю. Лютикова отказалась брать документы, пояснив, что доверитель не давал ей таких полномочий.
После этого адвокат попыталась уйти из отдела. По словам Лютиковой, пристав-исполнитель попросила двух коллег не выпускать её из здания до тех пор, пока она не заберёт квитанции. Адвокат достала телефон и включила камеру. После этого приставы применили к ней силу – схватили за запястье. Один из них сильно толкнул женщину бедром в живот.
Приставы отпустили Лютикову только после того, как составили акт об отказе от получения требования. Адвокат сразу же зафиксировала телесные повреждения и обратилась с заявлением в следственный отдел и прокуратуру Гагаринского района, УФССП по Севастополю и городскую адвокатскую палату.
Как сообщается на сайте палаты, 18 мая комиссия по защите прав адвокатов рассмотрела обращение Лютиковой. Члены комиссии пришли к выводу, что действия приставов нарушили её профессиональные права. Это выразилось «в создании не предусмотренных законом препятствий в ознакомлении адвоката с материалами исполнительного производства». В палате отметили также, что соглашение Лютиковой с доверителем предполагало лишь ознакомление с материалами исполнительного производства. Поэтому требования приставов получить квитанции «путём угроз и незаконного задержания» также нарушили права адвоката.
Председатель комиссии Ваграм Широян рассказал «Улице», что 18 июня Лютикова получила ответ следователя о результатах проведённой по её заявлению проверки. В документе (есть у «АУ») говорится, что адвокат попыталась «самостоятельно покинуть место проведения исполнительных действий». Следователь указал, что в момент «ограничения передвижения» Лютикова являлась участником исполнительных действий – а значит, приставы удерживали её законно. При этом он сослался на постановление ВС о практике по делам о незаконном лишении свободы. Там говорится, что основания для возбуждения дела имеются только если потерпевший «удерживается без законных оснований».
Далее в «отказнике» сообщается, что судмедэкспертиза установила наличие у адвоката телесных повреждений в виде «кровоподтёка в проекции правого лучезапястного сустава». Но опрошенный следствием эксперт пришёл к выводу, что повреждения не могли возникнуть от действий приставов, на которые жалуется адвокат. «На видео он [эксперт] не видит, как кто-либо хватает Лютикову за правую руку, так как в правой руке находится телефон, на который производится видеосъёмка, – поясняется в постановлении. – А также не видит, чтобы кто-то из присутствующих толкал её в область живота».
В итоге следователь не обнаружил «объективных фактов, указывающих на применение в отношении Лютиковой физической силы, повлёкшей причинение телесных повреждений». Иных последствий, которые могли бы привести к нарушению прав адвоката, следователь также не усмотрел.
Постановление следователя СО по Гагаринскому району СевастополяВ момент составления акта о совершении исполнительных действий судебными приставами не было допущено фактов существенного нарушения законных интересов Лютиковой, либо охраняемых законом интересов общества и государства.
Широян заявил «Улице», что в комиссии недовольны результатами проверки. Он пояснил, что органы предварительного расследования не дали должной оценки объяснениям самой Лютиковой. В частности, пояснению о том, что она приехала в отдел только для ознакомления с материалами производства – а не для того, чтобы получать адресованные доверителю требования. Также Широян не согласен с выводом следственных органов о том, что ограничение права адвоката на передвижение носило законный характер. Адвокат предположил, что этот вывод сделан без надлежащего анализа должностных полномочий судебных приставов, а также законов, регулирующих их деятельность. Недовольны в комиссии и тем, что следственные органы проигнорировали заключение судмедэкспертизы о наличии у женщины телесных повреждений.
Председатель КЗПА АП Севастополя Ваграм ШироянКроме того, орган предварительного расследования не учёл, что в диспозиции ст. 286 УК кроме наступления последствий речь идёт и о совершении действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица.
Он сообщил, что в ближайшее время как представитель Лютиковой от палаты обжалует постановление в порядке ст. 125 УПК.
Сама Лютикова пока не стала комментировать постановление «Улице», пояснив, что координирует свои действия с адвокатской палатой.