Полиция нашла «признаки клеветы» в Telegram-канале известного адвоката
Глава МВД Башкортостана лично пожаловался в адвокатскую палату и СК
Министр внутренних дел Башкортостана Александр Прядко пожаловался адвокатской палате региона на посты в Telegram-канале местного защитника Рамиля Гизатуллина. Тот опубликовал видеозаписи из материалов уголовного дела своего подзащитного – на них сотрудники ДПС обсуждают некие денежные суммы. Адвокат предположил, что речь идёт о взятках – а министр заявил палате, что в публикации «могут усматриваться признаки клеветы». Также Прядко обратился в Следственный комитет, чтобы там «дали юридическую оценку» словам Гизатуллина.
Александр Прядко обратился в адвокатскую палату Башкортостана в июле; первым об этом сообщило местное издание «Пруфы». Адвокат Рамиль Гизатуллин показал «Улице» фрагменты этого письма, пояснив, что палата не предоставила ему полную версию документа. В обращении Прядко пожаловался на публикации в Telegram-канале Гизатуллина, где тот «информирует о коррупции в деятельности сотрудников полиции».
В первом посте адвокат опубликовал фрагмент видеозаписи из дела своего подзащитного Ильвира Хамматова. Мужчина обвинялся в даче мелкой взятки сотрудникам ДПС (ст. 291.2 УК) – и дознание приобщило к делу запись со служебного регистратора в машине ДПС, где зафиксирован момент передачи денег. Но дальше на видео предполагаемые сотрудники полиции обсуждают какие-то денежные суммы: «Шестнадцать же у нас? Точно? Или ты меня н*** [обманываешь]? У Колюни сколько там? Тыща? Или так же по пятьсот?» – «Алло. Сколько бабок? Сколько капусты? Вы крутые, б***. А у Медведя пятьсот».
Из этих реплик Гизатуллин сделал вывод, что полицейские «обсуждают сумму собранных за смену взяток». «Я так понимаю, что инспектора до сих пор не поняли, как подставили себя», – написал адвокат в канале.
В другом посте Гизатуллин опубликовал ещё одно видео с того же регистратора. На нём двое полицейских обсуждают чуть не состоявшееся ДТП с участием друга некоего человека, которого они называют «Владимир Александрович» и «Севастьянов». В публикации адвокат напоминает, что именно так зовут главу ГИБДД Башкортостана. Звучат фразы «сейчас Севастьянову позвоню, он тебя генералом сделает», «командир попросил 50 тысяч наличными» и «полтинник наличкой надо». «Этот разговор предшествовал обсуждению темы о предполагаемых взятках. Выводы делайте сами», – написал адвокат.
Утверждения Гизатуллина о коррупции среди сотрудников ДПС «в ходе проведённой проверки не нашли объективного подтверждения и направлены на дискредитацию органов внутренних дел в целом», заявил глава МВД Башкортостана в письме в палату. Он сообщил, что в публикациях адвоката «усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 128.1 УК РФ (клевета)». Министр также заявил, что Гизатуллин нарушил Кодекс профессиональной этики адвоката и положения УПК о недопустимости разглашения тайны следствия – так как видео было взято из материалов уголовного дела.
Министр внутренних дел Башкортостана Александр ПрядкоСообщается для сведения, принятия мер реагирования и недопущения аналогичных фактов в будущем.
4 августа Гизатуллин направил в палату письменные объяснения (есть у «Улицы»). Он сообщил, что получил запись с регистратора на законных основаниях – в рамках защиты человека, задержанного сотрудниками ГИБДД. Утверждения о разглашении тайны следствия и нарушении адвокатской этики «не выдерживают никакой критики», считает Гизатуллин. Адвокат пояснил, что у него не отбирали подписку о неразглашении данных следствия в рамках дела Хамматова. И напомнил: в УПК сказано, что тайна следствия перестаёт действовать, когда речь заходит «о нарушении закона органами государственной власти и их должностными лицами». Гизатуллин указал, что это как раз такой случай – ведь на видео зафиксированы «признаки не только дисциплинарного проступка [полицейских], но и преступления». Наконец, адвокат добавил, что в его высказываниях «даже формально» нет признаков клеветы, потому что они «носили предположительный характер».
Гизатуллину пока неизвестно, как отреагировала АП Башкортостана на его объяснения. «Улица» направила запрос в палату, но пока не получила ответа. Также неизвестно, возбудил ли СК республики уголовное дело о клевете по материалам, которые направил глава МВД; «Улица» направила запросы в оба ведомства. Через неделю после публикации редакция получила ответ от СУ СК по республике Башкортостан: «Запрашиваемая вами информация не подлежит разглашению в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем не представляется возможным ответить на поставленные вопросы».
Отметим, что Рамиль Гизатуллин много работает по резонансным делам. Так, он защищает бывшую главу штаба* Алексея Навального в Уфе Лилию Чанышеву**. В июле она получила семь с половиной лет колонии по обвинению в создании экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК), публичных призывах к экстремизму (ч. 1 ст. 280 УК) и «пропаганде некоммерческой организации, деятельность которой сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний» (ч. 3 ст. 239 УК).
«Я не связываю подачу [министром] данного обращения со своей профессиональной деятельностью в том или ином деле. Я всегда к “органам” авансом отношусь с уважением. Сам в 2005-м уволился в звании капитана за год до получения майора», – сказал «Улице» Гизатуллин. В своём Telegram-канале Гизатуллин добавил, что не расценивает обращение Прядко как «попытку давления». «Всё проще. Пришёл новый министр и перед ним нужно заработать репутационные баллы, – написал адвокат. – И в этом случае чиновники [указавшие министру на публикации в канале] пошли по пути наименьшего сопротивления. Зачем показывать проблемы внутри ведомства, когда можно “укусить” адвоката, который на наличие этих проблем указывает?»
* «Штабы Навального» признаны экстремистскими и запрещены.
** Внесена в реестр «иноагентов».
Обновление от 14 августа: добавлен ответ республиканского СК.