Полицейский перепутал адвокатов на суде по недопуску
Он настаивал, что защитник был в отделении – а затем указал на другого человека
Петербургский полицейский не смог опознать адвоката Алексея Калугина в деле о недопуске к «политическому» доверителю. Сотрудник уверял судью, что защитник присутствовал при составлении протокола – но затем указал на другого человека. Ситуцию усугубляет тот факт, что «опознанный» адвокат Владислав Лапинский в два раза старше Алексея Калугина – и перепутать их крайне сложно. Судья внесла ошибку в протокол.
Ранее «Улица» подробно рассказывала о ситуации с недопуском Алексея Калугина. В ноябре 2021 года несколько петербургских активистов незарегистрированной партии «Другая Россия им. Э. В. Лимонова» были задержаны при возложении цветов к памятнику Ленина. Полицейские доставили их в ОВД №19, где в присутствии адвоката Калугина начали составлять протоколы «о распитии». Но потом активиста Андрея Дмитриева перевезли в ОВД №3, вменив ему демонстрацию запрещённой символики (ст. 20.3 КоАП) и нарушения при организации массового мероприятия (ч. 2 ст. 20.2 КоАП). Туда адвоката уже не пропустили. В протоколе Дмитриев сообщил о недопуске, а Калугин зафиксировал действия полицейских звонком по номеру 112 и заявлением в прокуратуру через Госуслуги. На следующий день адвокату всё же удалось пообщаться с Дмитриевым – но только в присутствии сотрудников полиции. Позже суд дважды отказался расматривать протоколы, указав, что недопуск защитника является существенным нарушением КоАП. На этом преследование Дмитриева закончилось.
А в феврале 2022 года Алексей Калугин решил оспорить недопуск – и подал иск по КАС. Ответчиками он указал УМВД по Калининскому району Санкт-Петербурга, начальника ОВД №3 Артёма Хузина, его заместителя Романа Батенкова, оперативного дежурного Дениса Рублёва и участкового Леонида Вуйко. Позже Калугин снял претензии к Хузину – выяснилось, что начальник ОВД в день недопуска находился в отпуске.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось из-за неявки двух полицейских. Роман Батенков не появился ни на одном заседании, а Леонид Вуйко пропустил половину из них. В ноябре 2022 года судья Наталия Бурданова даже назначила им по 3000 рублей штрафа.
В октябре суду всё же удалось провести заседание по существу. «Улица» изучила аудиозапись заседания и убедилась: оперативный дежурный Денис Рублёв подтвердил, что протоколы были составлены в отсутствие адвоката.
Судья Наталия Бурданова: А по какой причине защитник не присутствовал при составлении этих двух протоколов?
Полицейский Денис Рублёв: По причине того, что в дежурную часть не допускаются посторонние лица. Калугин в данный момент являлся посторонним лицом.
Судья Наталия Бурданова: А понятые присутствовали?
Полицейский Денис Рублёв: Да.
Судья Наталия Бурданова: Они не посторонние?
Полицейский Денис Рублёв: Нет.
Очередное заседание прошло 11 января. Суд заслушал другого ответчика, Леонида Вуйко – именно он составлял протоколы. Полицейский заверил судью, что помнит Калугина – и что у адвоката была возможность пообщаться с Андреем Дмитриевым в отделении. Тогда Бурданова предложила ответчику опознать Калугина среди людей в зале. Судя по аудиозаписи заседания (есть в распоряжении «АУ»), полицейский указал на представителя адвокатской палаты Санкт-Петербурга Владислава Лапинского. Судья попросила занести этот факт в протокол.
«Мы немножко начали смеяться, потому что Калугин как минимум в сыновья годится Лапинскому», – сказал «Улице» представитель Калугина, адвокат Сергей Подольский.
Адвокат Сергей ПодольскийЛапинский – опытный известный адвокат, заслуженный, который имеет награды ФПА и с 80-х годов практикует. У него усы во всё лицо! И [рядом стоит] Калугин, которому даже 30 лет нет – и которого никак нельзя перепутать с Лапинским. Они просто непохожи.
Сам Лапинский сказал «АУ», что ничуть не удивлён: «Я ко всему уже привык за тридцать лет работы». Он заверил, что прокомментирует эту ситуацию, когда будет выступать в суде как представитель адвокатской палаты Санкт-Петербурга. И добавил, что «судья очень хорошо отреагировала» на ошибку полицейского.
Калугин считает, что слова Вуйко дополнительно усиливают его позицию по иску: «Сотрудник полиции [Рублёв] пришёл и рассказал всё именно так, как было на самом деле. Нам даже не пришлось задавать никаких вопросов. А сейчас сотрудник, который составлял протокол, не смог меня узнать – хотя говорил, что я там был. Думаю, что позиция наша от такого расклада только усиливается». Калугин выразил надежду, что решение по делу будет вынесено к февралю.