07.09.2021

Петербургская палата заявила о «двойных стандартах» в СИЗО

настоящий материал (информация) произведён, распространён и (или) направлен иностранным агентом журналистским проектом «адвокатская улица», либо касается деятельности журналистского проекта «адвокатская улица» 18+

Адвокату не дали встретиться с больным доверителем, а следователя допустили

Комиссия по защите прав адвокатов АП Санкт-Петербурга обратится в региональное УФСИН по вопросу «двойных стандартов» сотрудников ведомства. Ранее адвокат Сергей Воронов пожаловался КЗПА, что его не допустили в СИЗО к больному доверителю – а вот следователю разрешили прийти. В палате посчитали, что сотрудники СИЗО имели право не выводить на свидание человека с подозрением на коронавирус. Но заявили, что правила должны быть одинаковыми для адвокатов и следователей.

Как рассказывала «Улица», в декабре 2020 года Сергей Воронов защищал по назначению гражданина N. Мужчина находился в СИЗО-6 в статусе подозреваемого; ему должны были в течение 10 дней предъявить обвинение – или сменить меру пресечения. Когда этот срок почти закончился, следователь позвонила защитнику и потребовала приехать в СИЗО. Адвокат отказался, напомнив, что об участии в следственных действиях необходимо уведомлять минимум за пять суток. Через пару дней следователь повторила требование – и Воронов снова попросил соблюдать сроки.

Позже адвокат приехал в СИЗО, но ему было отказано в свидании с доверителем: сотрудники изолятора сказали, что у N диагностирован коронавирус. После новогодних праздников Воронову удалось связаться с мужчиной по ВКС. Тот сообщил, что во время болезни следователь пришла к нему с другим адвокатом по назначению – и предъявила обвинение.

Воронов подал к СИЗО административный иск, потребовав признать действия сотрудников изолятора незаконными. Но в апреле Ломоносовский суд Петербурга отказался удовлетворять его требования. Судья сослался на «коронавирусные» ограничения, в том числе постановление главного санитарного врача ФСИН №368. Сам Воронов назвал это решение «формально правильным» – и выразил сожаление, что судья не стал оценивать допуск следователя и другого адвоката. По словам адвоката, позднее это решение «засилили» в апелляции.

Воронов сообщил об инциденте в комиссию по защите прав адвокатов АП Петербурга. Он попросил коллег оценить «избирательный» подход сотрудников СИЗО к допуску. Кроме того, он предложил проверить, нет ли в ситуации нарушения прав второго адвоката – ведь следователь привёл его к больному человеку.

Комиссия изучила ситуацию и вынесла решение (есть у «АУ»). Члены КЗПА указали, что 31 января 2020 года правительство Ленинградской области внесло коронавирусную инфекцию в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. А 13 марта того же года в регионе был введён режим повышенной готовности. Кроме того, главный государственный санитарный врач ФСИН установил карантинные ограничения для обвиняемых в случае заболевания коронавирусом. В частности, заболевших нельзя выводить для производства судебных и следственных действий. Поэтому КЗПА посчитала законным отказ СИЗО предоставить Воронову свидание с больным подзащитным. Но при этом в комиссии согласились с коллегой по другому вопросу – и назвали неправильным «избирательный подход» к допуску. Члены КЗПА намерены обратить внимание администрации СИЗО на недопустимость таких «двойных стандартов».

Комиссия не стала рассматривать вопрос о нарушении прав второго адвоката. «Изначально у нас возник вопрос, не использовали ли его “втёмную”. То есть знал ли он, что идёт к подзащитному, больному коронавирусом, – рассказал “Улице” глава КЗПА Сергей Краузе. – Но в итоге он сам не обратился в комиссию».

Краузе называет «неоднозначной» проблему свиданий с обвиняемыми, у которых диагностирован коронавирус. «В глубоком смысле не совсем правильно, что у больных нет возможности связаться с адвокатом, – считает глава КЗПА. – Но формально речь шла не о недопуске, а об отказе вывести обвиняемого в следственный кабинет. В СИЗО заявили, что пока его будут вести, он будет кашлять и может заразить других». Однако те же сотрудники ФСИН нашли для следователя другое помещение – не следственный кабинет – и всё-таки вывели туда больного.

Глава КЗПА АП СПб Сергей Краузе

Я согласен, что в изоляторах должно быть помещение, куда больного смогут вывести и где адвокат на свой страх и риск сможет с ним встретиться. В случае с Вороновым для следователя такое помещение в итоге нашли, а для адвоката – нет.

Краузе заверил, что палата обратит внимание УФСИН на недопустимость различного подхода к адвокатам и следователям в аналогичных случаях. Воронов отказался комментировать «Улице» решение КЗПА.

«Адвокатская улица» не сможет существовать
без поддержки адвокатской улицы
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.